Казахстанское общество все чаще «истерит» в соцсетях – «дело Алиби», «чиновник под зонтом», «упавший ветеран»… Плохие новости в соцсетях распространяются удивительно быстро. Но нынешнему виртуальному беспределу наступает конец. Существующий кодекс уже адаптируют к современности и скоро отечественная блогосфера узнает, что такое цензура и суды, научится скромности и саморегулированию.
С точки зрения социологии, распространение скандальных новостей в соцсетях объясняется довольно просто – происходит восстание масс. Толпа завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации и теперь нагло пытается навязать всем свое мнение, зачастую неважное и кровожадное.
– Лично я представляю себе этот процесс так: огромное количество людей, постсоветских людей, которых долгое время не спрашивали, чего они хотят и о чем они думают. Теперь появилась коммуникационная среда под названием социальные сети, где любой может свободно транслировать свое мнение. Причем не важно, насколько это мнение качественное, – президент Центра социологии и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова по просьбе редакции 365info пробует подвести научную базу под нынешнюю виртуальную истерию, выраженную в тысячах негативных постов и твитов.
– Почему все больше людей реагируют на негатив в соцсетях? Как одно фото может завести десятки тысяч пользователей?
– Потому что реальная жизнь начинает перемещаться в виртуальное пространство. Ну а поскольку это все же виртуальная реальность и степень саморегуляции там низкая, вот всякие провокации и случаются.
– Возьмем два недавних скандала — в Кульсарах и Алматы. Благодаря неравнодушным людям сор из чиновничьей избы был вынесен на всеобщее обозрение. Вот что это? Политизированная провокация или искреннее возмущение народных масс?
– Восстание масс!
У нас много неравенства, поэтому любой случай проявления несправедливости, особенно в символические дни, сразу становится резонансным
— Что касается случаев в Атырау и Алматы, здесь сработали законы жанра: кто первый разместил, сделал минисенсацию и указал власти на ее недостатки, тот и герой. Пусть не материальные, но моральные лавры он собрал. Есть и другое объяснение: очень много людей, которые в сети занимаются морализаторством, а в реальной жизни это люди не самого высокого качества. В жизни этот человек, скорее всего, бумажки бросает мимо урны. Это же так удобно — спрятаться за ширму бичующего, карающего, критикующего, но ничего не делающего по факту. Недавно я наблюдала, как люди собирали помощь карагандинцам. Столько людей, но никто из них не стоял и не фотографировался на фоне помощи, которую привез. Это не было нужно, просто человек приехал и сделал. А
блогер самореализуется за счет своего поста, а не реального дела
– Скандально известный пост Нурлана Жумагулова, в котором он обвинил бизнесмена Кайрата Жамалиева в жестоком избиении своего сына, привлек внимание миллионов пользователей по всему миру. Многие люди поддержали отца молодого человека морально и даже материально, дело взято под особый контроль. Но сейчас интерес к этой теме и расследованию резко упал…
– …потому что социальные сети могут срабатывать только в один момент на очень узкую цель и дальше без продолжения.
– В этом как раз и есть феномен блогеров – проявить себя в определенный момент. У меня нет опроса пользователей соцсетей, но блогеры не выше обычных людей, только потому что у них есть компьютер и они зарегистрировались в фейсбуке. Но я и не соглашусь с тем, что это бесполезные акции.
– То есть «вопли» в соцсетях влияют на решения, которые принимают политики, судьи, прокуроры?
– Люди, которые занимаются внутренней политикой, обращают внимание на социальные сети, считают их инструментом и даже конкурентом в борьбе за умы.
– Способны ли соцсети мобилизовать людей на реальные поступки?
– Недавно читала, что в арабских странах на самом деле постфактум была приписана роль социальным сетям в мобилизации движущих сил цветных революций. Конечно, теоретически все возможно, но на практике обычно бывает так – обсудили, выпустили пар, проявили свою гражданскую позицию и успокоились. Конечно, если возникает группа, интересы которой направлены на что-то конкретное, в этом случае вероятность перехода из виртуальности в действительность возможна, но я пока такого не наблюдала.
– Если негатив продолжается бесконечно – это ничего хорошего народу не несет.
– Тогда срабатывает инстинкт самосохранения. Вы убираете человека из друзей и он теряет аудиторию.
– Полностью оградить себя от атмосферы истерии невозможно и сейчас многие говорят о том, что Фейсбуку и Твиттеру пора обзавестись виртуальными полицейскими.
– Какая-то цензура там есть и сейчас. Руководство той или иной социальной сети устанавливает свои правила и ограничения, прокуратура может зайти и посмотреть, потому что соцсети у нас приравнены к СМИ. Но массовость этого процесса еще не достаточно хорошо регулируется. Конечно, как любое массовое социальное явление, этот процесс с течением времени будет подвергаться саморегулированию, самоцензурированию и прочим разным «само…»
– С чего бы вдруг блогосфере, по собственной воле, утверждать систему правил и этических принципов?
– Опыт других стран показывает, что так все и будет.
– Как в других странах происходит «саморегулирование соцсетей»?
– Через судебные процессы – люди подают в суд друг на друга. Как и в любом человеческом обществе, в сети действует закон, согласно которому моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Пока у нас с этим проблемы:
когда оскорбляют меня, я это замечаю, а когда я оскорбляю – я этого не замечаю. Вот приблизительно такая схема у нас работает
— Но подвижки есть. Дело Шевцовой-Валовой, когда группа блогеров подала в суд и выиграла. Конечно, наше законодательство не идет в ногу со временем и этот судебный процесс показал массу пробелов в существующем кодексе. К примеру, как определить ущерб? Кому вообще был нанесен ущерб? Вот эти все вещи по мере практики будут совершенствоваться.