Нур-Султан
Сейчас
7
Завтра
4
USD
425
+1.44
EUR
498
+0.42
RUB
5.56
-0.01

Психологи рекомендуют пересмотреть особенности казахского воспитания

1605

«Самый главный недостаток в казахском воспитании – это воспитание виной. То есть, казахскому воспитанию свойственно виной грузить, и то, что суицидов много, я считаю, по этой причине. Потому что вина — тяжелое чувство. И, я считаю, самый главный недостаток в этом. Еще плохо то, что раньше, а некоторые и сейчас передают детей бабушке с дедушкой. Это вообще неправильно», — считает психолог, гештальттерапевт Сана Жумабекова.

46-летняя Шолпан считает себя и своих братьев жертвой казахского воспитания. Ее рано отдали на воспитание бабушке и лишили материнской любви. Отец, занимая высокую должность, всегда давил на нее и ее братьев, которые позже не смогли найти свое место в жизни.

«Отец всегда нас сравнивал с детьми соседей, с выдающими и преуспевающими детьми из телевизора. Это, как я сейчас понимаю, не следовало делать. Помню, один раз он показывал мне одну гимнастку по телевизору и сказал, что она моя ровесница, я посмотрела на нее и мне стало стыдно, потому что я в то время была толстой. Точно также он давил на сыновей. Из-за этого давления, они даже уже взрослые не могут при людях слово сказать и жизнь их как-то сложилась не очень. Один семь раз женился, второй, бросив ВУЗ, начал пасти овец, сейчас постепенно с женой спивается. Грустно все это, но что поделаешь. С мнением мамы мы не считались, потому что главенствовала дома бабушка, она была очень властной, поэтому всю жизнь к маме, как к соседке относились, будто у нас нет матери», — говорит Шолпан.

Детей с казахским воспитанием быстро выделяет из толпы и преподаватель одного из ведущих казахстанских ВУЗов Галия. По ее словам, такие студенты очень воспитаны, не перебивают, не возражают учителю и не могут держать себя на равных с преподавателем.

«Мне не нравится такое воспитание, потому что я знаю к чему это приводит. Например, нам нельзя было разговаривать или задавать вопросы, когда взрослые общались. Мои тети при нас сплетничали и осуждали родственников, как после таких осуждений мы могли с любовью относиться к своим родственникам? Если учительница в школе жаловалась на нас, то родители сразу при всех ругали, осуждали. Потом ребенок начинает врать, это же нехорошо. Ребенок не может полностью раскрыться перед своими родителями», — говорит преподаватель Галия.

Кроме этого, в некоторых казахских семьях, дети обращаются к своим родителям на «вы». По мнению психологов, это в корне неправильный подход.

«Потому что это создает психологическую дистанцию, а когда на «ты», то на равных. Доверия больше. Понятно, если я не доверяю этому человеку, между нами дистанция, я не буду своим сокровенным чем-то с ним делиться. И часто в семьях вот такие отношения, натянутые, формальные», — говорит психолог, гештальттерапевт Сана Жумабекова.

В будущем психологи надеются, что ситуация изменится. Тем не менее, сторонники традиционализма утверждают, что основы воспитания меняться не должны. По словам известного казахстанкого этнографа Ахмета Токтабая, в национальной педагогике казахского народа было много хорошего, просто нынешние родители не обращают на это внимания.

«Многие сейчас гонятся за работой, заняты выживанием, в результате — дети остаются без присмотра. В некоторых зарубежных странах женщины заняты только воспитанием детей. Раньше у казахов за детьми всегда следили родители, если занята мать, то за ними смотрит их отец, а когда их обоих нет, то за ними смотрели бабушки и дедушки, то есть дети не оставались без внимания. Всегда казахи относились к детям с большой любовью и трепетом», — говорит этнограф.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter