Кто-то назовет данный проект конспирологической выдумкой. Но если проследить хронологию событий последних нескольких лет, выдумка может показаться реальностью.
Для начала поясним, что термин «Новый Ближний Восток» был впервые применен бывшим государственным секретарем США Кондолизой Райс в 2006 году в Тель-Авиве, после чего она и бывший на тот момент премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявили, что реализация проекта началась.
Экс-советник по национальной безопасности США и автор нашумевшей книги «Великая шахматная доска» небезызвестный Збигнев Бжезинский в одной из своих работ писал, что странами Большого или Нового Ближнего Востока должны стать так называемые Евразийские Балканы: Южный Кавказ (Азербайджан, Армения и Грузия), Центральная Азия (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Афганистан) и Турция.
По версии другого автора многочисленных научных военно-стратегических публикаций, бывшего сотрудника разведывательного управления министерства обороны США и американской Национальной Военной Академии Ральфа Петерса, в проект также должны войти Иран и Саудовская Аравия. В одной из своих работ, посвященных этому, он указал, что к Ирану с востока следует присоединить часть Афганистана, но оторвать от него несколько западных провинций в пользу увеличенного за счет этого Азербайджана и ряда новых государств, которые должны появиться в рамках проекта – Курдистана, Белуджистана и Арабского шиитского государства. Заселенные шиитами территории Саудовской Аравии должны отойти Йемену, а северо-восток страны — Арабскому шиитскому государству, которое в свою очередь появится на территории нынешнего Ирака.
Что касается священных мусульманских городов Мекки и Медины, то им вместе с окружающими их провинциями отводится роль Священного, но карликового исламского государства. По примеру Ватикана.
Свое видение перспективных границ государств Ближнего Востока этот военно-политический стратег опубликовал в специализированном журнале «Armed Forces Journal» в статье под названием «Кровавые границы», после чего нарисованная им новая карта региона использовалась в обучающих программах подготовки высших военных офицеров армии США и стран НАТО.
В общем, как видно, все за всех уже давно решено. Но претворяется ли план в реальную жизнь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно внимательно проследить за международными событиями последнего времени.
Ближний Восток лихорадит на протяжении уже не первого десятилетия. Мусульманские страны Северной Африки сюда не вписываются чисто географически. Но, если считать проект, о котором мы говорим, реальным, то активная фаза его реализации, судя по всему, началась с них. Как известно, совсем недавно по ним прокатилась волна революций, названных «арабской весной». Есть, конечно же, мнение, что все эти восстания были действительно народными. Однако существует неоспоримый факт того, что во время событий в Ливии страны НАТО создали в небе над этой страной бесполетную зону, благодаря чему ливийская военная авиация была нейтрализована, чем и воспользовались с успехом для себя повстанцы, в рядах которых – и сегодня это уже не секрет – воевали отряды Аль-Каиды и ее структурных подразделений.
Как эта революция закончилось для бывшего ливийского лидера Моаммара Каддафи, все прекрасно знают. Несколько больше повезло его египетскому коллеге Хосни Мубараку – его оставили в живых.
Затем мятежная волна уперлась в Сирию, где президент удержался на своем месте, а правительственная армия относительно успешно противостоит всем так называемым «друзьям Сирии», воюющим с Башаром Асадом посредством боевиков «Исламского Государства» (ИГ) и Джабат-ан-Нусра, считающейся одним из боевых крыльев все той же Аль-Каиды.
Зато более успешными действия ИГ оказались в Ираке, который в настоящее время уже буквально разорван на части. Отряды радикалов остановились лишь у территорий, населенных шиитами, поскольку власти соседнего обладающего достаточной военной мощью Ирана дали ясно понять, что не оставят собратьев в беде.
Затем началась гражданская война в Йемене. Переворот в этой стране США, в отличие от Украины, признали незаконным и призвали Саудовскую Аравию создать и возглавить международную коалицию для борьбы с йеменскими шиитскими повстанцами — хуситами, одновременно предостерегая Иран от поставок им оружия.
Но тут почти незамеченным остался один интересный факт. «The Washington Post» сообщила, что незадолго до активных боевых действий американцы потеряли в Йемене оружие на полмиллиарда долларов. При этом представители Пентагона так и не смогли объяснить, куда оно делось.
А потом начались бомбардировки. Однако, как и в случае с ИГ, желаемого результата они не принесли. Хуситы не только успешно противостоят коалиции, но и переходят в контрнаступление. И, если верить некоторым источникам, небезуспешно.
Так иракский новостной сайт nahrain.net сообщает, что по мере приближения хуситов к границам Саудовской Аравии, саудовские военные группами покидают свои базы, военные центры и контрольно-пропускные пункты, расположенные на границе с Йеменом. А сразу несколько европейских информационных источников сообщили, что самовольный отход саудовских войск вынудил Эр-Рияд объявить о прекращении огня и отказаться от наземного наступления на Йемен. Есть информация о том, что порядка 10 тысяч саудовских солдат разных войсковых частей и национальной гвардии бежали из расположений своих подразделений. Некоторые СМИ ссылаются на экспертные мнения, в соответствии с которыми, саудовской армии явно не хватает боевого духа для проведения сухопутной операции против Йемена. И якобы такое наступление может оказаться самоубийством для королевства Саудов.
Остается заключить, что если бегство саудовских солдат действительно имеет место, то государственная граница осталась открытой для вторжения и захвата ее южных и юго-восточных территорий, населенных шиитами.
А если иметь в виду, что Ирак уже практически разорван на части (в одной хозяйничают курды, в другой – ИГ, и лишь одна треть страны остается подконтрольной иракскому правительству), то можно предположить, что проект «Большой Ближний Восток» живет и пока побеждает. Прямо, что называется, по Петерсу.