Почему Нуржан Субханбердин, основатель «Казкоммерцбанка», теряет свои позиции и былое влияние на правительство страны? Журналисты портала Oinet.kz пытаются выяснить, что стало причиной краха пионера отечественного предпринимательства.
«Для общественности он известный технократ, пионер отечественного бизнеса и первый казах-миллиардер. Основатель одного из самых удачных бизнес-проектов независимого Казахстана – «Казкоммерцбанка». Казалось, что позиции Субханбердина, его финансовое положение незыблемы. Однако в последние годы дела «Казкома» не блещут, как в прежнее время. Акции банка, которые раньше были в полном ведении Субханбердина, стали делить разные финансово-политические кланы. Сам Нуржан Салкенович то входит в список «Форбса», то выпадает из него. Почему? Некоторые эксперты говорят, что
эпоха Субханбердина завершается
Действительно ли так?
У «Казкоммерцбанка» есть несколько крупных акционеров. Нуржан Субханбердин один из них, на его имя зарегистрировано всего 11,42 процента акций… На долю еще одного акционера, «Среднеазиатской инвестиционной компании», приходится 23,27 процента. Хозяин этой компании — Субханбердин. Выходит, герой нашей статьи контролирует 37,87 процента акций банка.
В 2007 году капитал банкира был равен 1,8 миллиарду долларов, а сам он владел 87 процентами акций «Казкома».
С тех пор прошло восемь лет. Если взглянуть на последний рейтинг «Форбса», то видно, что Субханбердин потерял почти половину своего состояния.
Согласно последним сведениям, эксперты оценивают его капиталы в 950 миллионов долларов. Положение «Казкома» подорвал финансовый кризис 2007 года. Активы банка потеряли былую ценность, а это, в свою очередь, ударила по карману Субханбердина…
И все же нельзя связывать все неудачи Субханбердина только с положением на рынке. Политологи и экономисты говорят, что «Казкоммерцбанк» уже несколько лет испытывает давление со стороны государства…
Все началось с феномена младотюрков. По заключению экспертов, участие в этом движении стало политической ошибкой Субханбердина.
До 2001 года «Казкоммерцбанк» был финансовой группой, которая имела определенное влияние на правительство. В разные годы лица, бывшие акционерами банка и работавшие там менеджерами, входили в состав правительства, занимая высокие посты. Безусловно,
для них всех Субханбердин был настоящим «авторитетом»
Однако после принятия решения трансформировать скрытое влияние в реальную политическую силу, стало меняться и отношение государства к «Казкому».
Среди лидеров «младотюрков», которые в 90-годы стали набирать силу, часто упоминается имя Субханбердина. Но хотя банкир активно участвовал в деятельности оппозиции, он избегал публичности. Не было заметно, чтобы он выступал с каким-нибудь заявлениями, появлялся на собраниях, участвовал в шествиях. Зато есть достаточно много сведений о его влиянии на политические процессы в стране. Однако как бы он не избегал публичности, не прятался, на Субханбердина была организована открытая атака. Экс-советник президента Ермухамбет Ертысбаев… в свое время, когда партия «Ак жол» стала популярной и набрала определенный политический вес, неустанно повторял, что
главная сила, которая стоит за оппозицией – Субханбердин и «Казкоммерцбанк». Он даже называл его «казахстанским Ходорковским»
Если верить Ертысбаеву, то такие политики, как Абилов, Байменов были маринетками в руках Субханбердина…
Словом, эти события создали Субханбердину головную боль. Он начал терять свое влияние на правительство. Более того, политические кланы, воспользовавшись ситуацией, вступили в борьбу за «Казкоммерцбанк».
Среди тех, кто нацелился на «Казком», наибольших успехов добились Кенес Ракишев и Айгуль Нуриева.
Они оба влиятельные олигархи, которые входят в первую десятку рейтинга «Форбс», управляют значительными финансовыми ресурсами. Ракишев – зять Тасмагамбетова. За короткое время, войдя в список самых влиятельных бизнесменов, он добился своей давней цели — сначала вошел в руководящий состав «БТА Банка», а затем и «Казкоммерцбанка»… Ракишев стал владельцем 16 процентов акций «Казкома».
Имя Айгуль Нуриевой не так известно широкой публике, но в действительности она непосредственно управляет оборотами в миллиарды долларов. Нуриеву, занимающую 7 место среди самых богатых казахстанцев (ее состояние оценивается в 920 миллионов долларов), эксперты тесно связывают с нынешним премьер-министром Каримом Масимовым.
В настоящее время Нуриева владеет 28 процентами империи «Казкоммерцбанка».
Таким образом, Субханбердин теряет позиции в банке, который организовал сам.
Ценный кадр Субханбердина, Нина Жусупова, 12 лет проработавшая председателем правления банка, освободила свой пост. Ее место занял Магжан Ауэзов. Cам Субханбердин свое место председателя совета директоров банка уступил Марку Хольцману, приглашенному из-за рубежа. Эксперты выдвигают разные причины такого шага Субханбердина. Если одни говорят, что банкир ушел по своей воле, то другие утверждают, что на Субханбердина было оказано давление.
Вообще, в последние годы Субханбердин в основном живет заграницей. В Казахстан приезжает изредка. Если верить источнику, воспитывает 2 сыновей и 7 дочерей. Имеет Субханбердин и нефтяные активы, однако по сравнению с началом 2000-х годов, сегодня объем этих активов заметно сократились. Кроме того, он учредитель школы «Хэйлибери» в Алматы. И все же «Казкоммерцбанк» до сих пор остается главным богатством Субханбердина.
Главный вопрос, волнующий экспертов – каким будет положение Субханбердина теперь? Если он такими темпами будет терять свое влияние, то не мудрено, что скоро для Субханбердина наступит время, когда он не сможет посещать родину.
Некоторые эксперты предрекают, что
он повторит судьбу Аблязова.
Источник: Oinet.kz