Нур-Султан
Сейчас
8
Завтра
12
USD
421
-2.14
EUR
499
-0.30
RUB
5.6
-0.04

Новая Большая игра не укрепит влияния США на задворках России

2035

Вместо того, чтобы как обычно использовать ситуацию в республике для своих геополитических игр, Москва и Вашингтон, по сути, сработали в одной связке, когда посредством совершенно неформальных переговоров способствовали эвакуации Бакиева. Это была ситуация, когда бывшие противники по холодной войне смогли избежать конфронтации в стране, где оба имеют интересы и военное присутствие.

Именно этот случай  подтолкнул США фундаментально пересмотреть свою политику в Евразии. С самого конца холодной войны США конструировали свои подходы к постсоветским странам, причем совершенно разным, как например к Азербайджану и Украине, через фокус «русоцентрических» линз. Политика США в очень сложной Евразии обусловлена лишь одним — отношением к Москве. Несмотря на то, что Вашингтон весьма активно признавал и обеспечивал суверенитеты постсоветских стран в начале 90-х годов 20-го века, последние 10 лет показали, что

в целом Вашингтоном двигают все те же старые мотивы стратегического соперничества между Россией и США

Таким образом, США должны отказаться от «русоцентрического» взгляда на Евразию и строить отношения с ее странами индивидуально вместо того, чтобы вступать в регионе в новую Большую игру, как в 19 веке.

При Ельцине США открыли объятия навстречу России, совершенно сместив приоритеты с необходимости выстраивать отношения со всеми постсоветскими странами на укрепление связей с Москвой. Это длилось недолго. Это случилось потому что Россия стала вмешиваться в дела других суверенных государств на территории бывшего СССР. Так называемое военное присутствие в целях поддержания мира в Грузии, Молдове и Таджикистане вылилось в оккупацию. А еще Москва поддерживает сепаратистов на востоке Украины и держит в напряжении население Казахстана по поводу будущего северных его регионов.

Что касается отношений России и Украины, то про них еще в 1993 г. высказался посол РФ в США: «Это как отношения Нью-Йорка и Нью-Джерси».

США сделали многое, чтобы противостоять этому. Вашингтон всегда официально заявляет, что заинтересован в развитии суверенитетов, регионов и регионального и международного сотрудничества, демократического способа управления процессами и экономики, но на деле стремится в другому. В Центральной Азии и на Кавказе Вашингтон протолкнул некоторые системы трубопроводов, чтобы подорвать монополию России на экспорт . «Баку-Тбилиси-Джейхан», например, из Азербаджйана в Турцию по территории Грузии. За ним следит очень много людей в Вашингтоне, и их мысли весьма удачно оформили два исследователя — Сванте Корнелл и Мамука Церетели: 

«Решающий фактор в деле построения истинной суверенности и независимости этих государств и придания им способности свободно выбирать свои стратегии и ариентации в деле внешней политики и политики по безопасности».

Армия США активно вовлекает постсоветские страны в совместные двусторонние связи с тем, чтобы взрастить новое поколение активных офицеров, взгляд на мир которых будет незашорен «московской призмой». С целью предотвратить новый приток русского влияния, выделялись бюджеты. Несмотря на то, что состояние народонаселения России таково, что его численность составляет половину новых независимых государств, Россия получила только 17% от всех сумм, направленных иностранными донорами на развитие сотрудничества.

К концу 90-х, невзирая на мечты Кремля «собирать земли русские» по образу и подобию имперских предшественников, соседи России достаточно плотно укрепили свои суверенитеты. Тогда-то Путин и стал возобновлять распространение влияния Москвы, посылая тревожные звоночки Вашингтону. При этом цветные революции в Грузии и Украине, где к власти пришли совершенно очевидные питомцы Белого дома стали фактором расстройства Кремля. Вашингтон протолкнул ускоренное принятие Грузии в ряды НАТО и настаивает на аналогичном сценарии для Киева, но не за их достижения и заслуги перед блоком, а только в качестве средства конкуренции с Россией.

Новые правительства Киева и Тбилиси устраивали Вашингтон, так как были демократичны, но Вашингтон поддерживает и другие, более авторитарные страны и только, чтобы оттолкнуть Россию. Эта доктрина наиболее ярко была выражена в 2006 г., когда вице-президент США Дик Чейни, во время визита в Литву подверг сокрушительной критике политическую систему России и отметил страны Прибалтики, как «самые передовые линии фронта свободы новейшего мира», а потом отбыл в Казахстан общаться с президентом Назарбаевым, т.е. лидером не вполне демократичным, на предмет энергетики.

Новая

Большая игра развернулась на территории не только Центральной Азии, но и на территориях Кавказа, Украины, Молдовы и даже Беларуси

В августе 2008 г., напряжение достигло своего предела и вылилось в военное противостояние России и Грузии, которую на тот момент Москва считала отдаленным филиалом США.

Новая Большая игра не только обострила отношения Вашингтона и Москвы, но и исказила приоритеты США в Евразии. Политики США оторвались от привычной практики делать упор на нарушения прав человека и критиковать за это некоторые постсоветские автократические режимы, только бы они не вернулись в орбиту политического влияния России. Одновременно с этим многие в постсоветских странах прекрасно понимают, что будущее их суверенных государства обусловлено характером отношений США и России.

Наверное движимое этим пониманием правительство Украины заявило с своем внеблоковом статусе и точно так же думало правительство Азербайджана, недавно намекнувшее Западу, что могли бы «взглянуть и на север», за то, что было отодвинуто в сторону а процессе международной деятельности под руководством США с целью урегулировать отношения между Арменией и Турцией в прошлом году.

Теперь Вашингтону надо пересмотреть свои принципы работы в Евразии, а именно:

— Абстрагироваться от «русской призмы» и строить отношения со странами бывшего СССР индивидуально, с учетом их объективных географических характеристик и современного состояния экономики и политической системы. Не использовать эти страны, как аргументы в борьбе с Россией.

— Строить отношения не только на основе безопасности и природных богатств, но вовлекать их в дипломатическую, культурную и образовательную орбиту.

— Работать над пропагандой транспарентности в отношениях с этими странами и настойчиво отвергать такой кремлевский термин, как «сферы влияния» и делать упор на вопросы, где с Россией можно работать, например, в деле обеспечения безопасности судоходства на Каспии.

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter