О казахстанском кинематографе, старой Алма-Ате и новых планах в интервью с актером и продюсером Фархадом Абдраимовым.
— Фархат, знаю, что вы не часто даете интервью, не любите. Почему?
— Потому что у всех одни и те же вопросы. Первый вопрос: Как вы попали в кино?
— Я могу рассказать за вас, как вы попали в кино. Уже столько информации об этом. Вы в кино с 94 года. Актерская деятельность началась неожиданно. Сегодня вы пришли к профессии продюсера. Это серьезный рост. Как вы оцениваете наше казахстанское кино сегодня? Качественное оно, интересное?
— В Казахстане есть какой-никакой кинорынок. Строится много торговых центров. А в них открываются кинотеатры. По-моему, в стране больше 100 кинотеатров.
— Поэтому такой рост?
— Да. Много стал снимать «Казахфильм» и частные компании. Сформировался свой рынок. Люди стали ходить. Я последние 4 картины смотрел казахстанские. «Келинка Сабина», «Свадьба на троих», «Весь мир у наших ног», «Ограбление по-казахски». Даже 4 картины.
— Самые кассовые картины. Мы еще не знаем результатов «Весь мир у наших ног».
— Уже такое качественное хорошее кино. Можно экспортировать на другие рынки.
— А есть спрос?
— Смотря как сумеют продать продюсеры картины. Самое главное – пошел зритель. «Келинка Сабина» — самый кассовый фильм.
— Фархад, откуда вы знаете? Недавно у нас в гостях был продюсер фильма Нуртас Адамбаев, и он не раскрыл сумму.
— Почему? Есть сайт, на котором написано какой фильм сколько принес денег в кассу. Это не для кого не секрет. Нуртас просто поскромничал. «Келинка Сабина» — великолепная картина. «Свадьба на троих» — тоже.
— Я читала ваши хорошие отзывы. Смогли вас рассмешить.
— Это самое сложное. Заставить человека плакать – это 2 минуты. На «Келинке Сабине» весь зал просто хохотал. Последние 2-3 года – очень хорошие картины.
— Я смотрела вашу фильмографию. 2013 год был для вас насыщенным. Вышли 3 картины с вашим участием.
— Какие?
— Я не записала. А в 2014 году картин нет. Чем вы занимались?
— В прошлом году я снимался в «Рэкетир 2». Еще в парочке сериалов.
— В одном интервью вы признались, что не любите сниматься в сериалах.
— Нет. Не в смысле сниматься. Я люблю смотреть кино на большом экране. Не в интернете. А по телевизору смотреть просто не успеваешь. Когда шел сериал «Застава», он начинался в 7 или 8 часов вечера. Я приезжаю поздно и у гаражного сторожа узнаю, что было в сегодняшней серии.
— Потерян сериал.
— Я сам в нем снимался. Я часто не смотрю фильмы со своим участием.
— А любите смотреть фильмы, где снимаетесь? Оцениваете свою работу?
— Конечно, люблю. Смотрю и сам себя ругаю.
— Здесь — верю, здесь – не верю.
— Мне только 2-3 картины нравятся с моим участием. В остальных смотрю и думаю – надо было по-другому.
— Фархад, вы не имеете специального образования.
— Я – технолог по образованию.
— Как вы считаете нужно ли актерам образование или достаточно того, что дает природа?
— За 20 лет для меня кинематограф был хорошей школой. В первой картине были известные актеры. Я и по сей день не стесняюсь спросить совет, если что-то не получается. Самая великолепная школа – это съемочная площадка. Но в нашем казахстанском кино много непрофессионалов, тянущих картину вниз.
— То происходит от того, что у нас мало талантливых людей или неправильный выбор актеров?
— От того, что много людей с улицы.
— То есть, нужно допускать к игре профессиональных актеров. Но вы сам – человек с улицы.
— Да. Это приходит с опытом.
— Хотя ваши первые картины были успешными.
— Тогда снимались 1-2 картины в год. И еще мне очень повезло с режиссером — Абай Карпыков. Это были российско-казахстанские картины. На площадке были известные актеры, которые мне помогали.
— Вы помните свой первый съемочный день?
— Конечно, помню. Это было на Чарыне. Кадры, где банда сидит и пирует. Пировали 4 дня.
— По-настоящему?
— У нас была Нина Леонидовна. Она вылила все спиртные напитки и налила воду. Но в каких-то бутылках спиртное осталось. Мы это учуяли. Мы репетировали, съемки начались только на 4-ый день. За 3 дня съели трех баранов.
— Я тоже играла в картинах. В первое время — это сложно. Нужно притворяться. Ты делаешь это искусственно. Но выглядеть должно естественно. У вас сразу получилось? Не смущала камера?
— В первый день камера стояла на расстоянии вытянутой руки. Абай Садвакасович попросил сказать реплику. Не помню какую. Потом еще.
— Сколько дублей было?
— С первого дубля.
— И слова запоминали быстро?
— Да. У меня роль была эпизодическая. Я был в банде. А еще пас баранов в загоне. Потому что я отказался скакать на лошади. И даже делали перебивку. Так как я пас баранов, и вдруг оказался за столом с бандитами. Мне было не сложно. Я не боялся ни камеры, ни света, но полную площадку народа.
— Видимо, это и помогло вам отлично сыграть в картине и получить хорошие отзывы от зрителей. Обычно у каждого актера есть недоброжелатели. У вас я их не увидела.
— Хорошо. Спасибо.
— А вы вообще знаете о них или не замечаете?
— Нравиться всем — невозможно. У меня никогда не было такой цели.
— Вы – человек прямолинейный и честный. В актерской среде есть интриги, подставы исподтишка. Как вы к этому относитесь?
— Где вы это берете – не знаю. У нас на «Казахфильме» нет никаких интриг. Актерский отдел дружный. У каждого своя ниша. Кто может повторить мою фактуру? Поэтому ничего подобного не слышал.
— Знаю, что вы умеете дружить. У вас есть друзья с детства. Как это у вас получается? Рядом с вами есть случайные люди, которые просто хотят погреться в лучах славы Фархада Абдраимова.
— У меня есть друзья со школы, с института.
— Никто из них не обвинял вас в звездной болезни?
— Я не знаю, что такое «звездная болезнь». Не понимаю, когда говорят – «звезда». Звезда – это планета.
— Популярность. Люди узнают вас и по-другому относятся. Вы пришли в студию, и с вами хотят фотографироваться.
— Я как только выхожу с подъезда. Со мной все фотографируются. Нормально.
— Вам это нравится или раздражает?
— Не раздражает. Я просто не могу отказать.
— А есть роли, от которых вы категорически отказываетесь?
— Много таких ролей.
— Какие это роли?
— Мне не нравился там сценарий, не нравилась роль. Я отказался сниматься в паре российских картин. Я чувствую, что это не мое.
— А не боитесь, что однажды перестанут приглашать?
— Не боюсь.
— У вас есть запасные аэродромы?
— Вернусь к своей прежней профессии – ресторатор.
— О рестораторе. Вы как-то сказали, что это мечта – иметь свой ресторан. Это еще мечта?
— Пока мечта. Все думаю открыть свою хорошую кухню. Чувствую, что уже пора. Маленький ресторанчик с хорошей кухней или кофейню.
— В Алматы или в другом городе?
— Желательно Алматы.
— Вы говорите, что любите Алматы. И не хотите менять его на другой город.
— Я здесь родился и вырос.
— А экология?
— Я если уезжаю в Капчагай на 2 дня, скучаю по Алматы. Не могу без нее жить. Даже смог… У Алматинского воздуха есть свой специфический запах. Когда в самолете дверь открывают, я чувствую этот воздух.
— И вам нравится?
— Очень. Вы знаете, меня в детстве родители отправляли в Крым. Там в Евпатории был детский санаторий. В эту закрытую зону не впускали автомобили. Дети там были по 2 месяца. Такой курс лечения. Нам первые две недели не разрешали в воду входить – акклиматизация. А сейчас люди на 10 дней слетают – и довольны. Нас возили на экскурсию. За нами приезжал автобус – ПАЗик. И я из выхлопной трубы почувствовал запахов газов. И у меня такая ностальгия по Алма-Ате.
— Последний вопрос. Приближается лето. Вы – такой гуру по диетам. Какую бы диету порекомендовали, чтобы к лету быть в форме?
— Ничего не есть.
— А витамины?
— Я конечно, пошутил. Есть нужно все, но очень мало. Отказаться от жирного, сладкого и мучного. Вот и весь секрет.
— Спасибо вам за интересные истории!