В стране не должно быть «страшно больших богачей и очень бедных людей», заявил Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 5 мая. Стране необходима реформа налогового администрирования. Основные тезисы из выступления президента мы попросили прокомментировать председателя Фонда развития финансовых услуг Михаила Кленчина.
Для начала, по словам президента, нужно довести до конца амнистию капиталов. Она стартовала в стране в сентябре 2014 года и должна завершиться к концу 2015 года. Это последний шанс легализовать имущество, отметил глава государства, другого уже не будет. «Лучше принеси сюда, на родину, используй здесь и мы тебе простим, проще говоря. Никаких преследований правоохранительных органов не будет. То есть больше такой поблажки не будет никому, мы не хотим преследовать, сажать, – сказал Назарбаев. — А вот после этого мы везде в мире найдем».
А вот потом и начнутся основные налоговые реформы. После того, как все уже нажитое непосильным трудом будет легализовано, каждая следующая дорогая покупка будет под пристальным вниманием налоговиков.
Михаил Кленчин, председатель Фонда развития финансовых услуг:
— Изменить что-либо в корне всегда сложно, но то что необходимость введения всеобщего декларирования давно назрела — это очевидный факт. Так, на сегодняшний день в банковском секторе имеется огромная доля так называемых проблемных кредитов, по которым задолженность составляет более 90 дней. Это десятки тысяч людей, которые, попав в сложную ситуацию, с радостью готовы были бы объявить себя банкротами и решить проблемы, но до сих пор в Казахстане не принят закон о банкротстве физических лиц, поэтому воз и ныне там. При этом принятие такого закона неразрывно связано с введением всеобщего декларирования и предварительной единовременной легализации, что уже сейчас реализуется.
Формирование зажиточного среднего класса — это залог экономической стабильности, при этом подход «Чем больше зарабатываешь — тем больше платишь налог» является оправданным и проверенным исторически на примере ряда других успешных стран. Более того, ничего нового в этой части президент не сообщил, поскольку он уже и ранее озвучивал необходимость такой стратегии. Новшеством является скорее то, что сейчас предлагаются конкретные шаги, то есть уже переход от слов к делу, и это радует.
Кроме того, в Казахстане будут радикально изменены механизмы сбора налогов. «Необходимо детально изучить вопрос введения налога с продаж вместо сложного, непрозрачного НДС», — сказал президент. Глава государства подчеркнул, что у нас на сегодня возник целый бизнес по возврату НДС. «Не поймешь, откуда что идет», — сказал Н.Назарбаев.
Михаил Кленчин, председатель Фонда развития финансовых услуг:
— В Казахстане сложилась критическая ситуация с доначислениями сумм НДС по результатам налоговых проверок, когда добросовестные компании страдают из-за того, что их контрагенты, с которыми они совершали сделки в рамках предпринимательской деятельности, признавались впоследствии по различным причинам лжепредприятиями или аннулировалась их регистрация, что приводило к исключению из зачета сумм НДС и огромным суммам доначислений. При этом судебная практика сложилась однозначно не в пользу налогоплательщиков – суды оставляли жалобы добросовестных налогоплательщиков без удовлетворения, что очень часто приводило к банкротству ранее успешно работавших компаний.
Чем раньше будет отменен НДС, тем лучше для предпринимателей.
Также, по словам президента, необходимо провести реформу таможенных процедур. «Надо инициировать масштабное реформирование таможенных процедур, торговой политики в рамках ЕАЭС. Мы много раз говорили о таможенном администрировании, в общем-то, сильно не преуспели в этом вопросе», — говорил Назарбаев. «Надо рассмотреть возможность сокращения количества таможенных ставок и оставить только три — ноль, пять и двенадцать. Это позволит повысить прозрачность таможенного регулирования, устранить почву для коррупции. Это надо обсудить с ЕАЭС», — добавил он.
Михаил Кленчин, председатель Фонда развития финансовых услуг:
— Все очень просто. Дело в том, что одной из задач государства является снижение объема теневого оборота. А к его снижению ведут в первую очередь снижение налоговой нагрузки и, главное, упрощение процедур — таможенных, налоговых, технических и других. Чем проще и понятнее система налогообложения и таможенных пошлин, тем меньше нарушений допускают добросовестные предприниматели и тем сложнее укрывать преступные доходы теневому бизнесу. Чем меньше различных разнообразных требований, тем проще вести бизнес, а потому снижается количество споров между налогоплательщиками и государством, что значительно удешевляет бизнес-процессы.
Напомним, программа реформ Нурсултана Назарбаева, которую он обнародовал в феврале 2015 года, состоит из пяти ключевых пунктов: 1) формирование современного и профессионального госаппарата; 2) обеспечение верховенства закона и гарантий прав собственности; 3) индустриализация и рост, основанный на диверсификации; 4) достижение национального единства; 5) транспарентное и подотчетное государство. Так что, как в завершении расширенного заседания правительства отметил Нурсултан Назарбаев, работа всем предстоит большая и интересная.