Скандал с незаконным накручиванием комиссии за автострахование получил неожиданное продолжение. По словам руководителя одной из страховых компаний, сейчас страховщики расторгают договоры с агентством «Азия Иншуранс». Оно отличилось не только тем, что взимало с водителей дополнительные деньги, но и поливало по-черному некоторые страховые компании ради продвижения других.
Напомним: менеджеры «Азии Иншуранс» буквально впаривали водителям страховки одной компании, при этом поливая грязью другие. Мотивы такого поведения оказались очевидны: эта «самая-самая» компания платила «азиатам» самые большие агентские вознаграждения. Любопытно, что «Азия Иншуранс» зарабатывала на всех: и на своих партнерах по бизнесу, и на клиентах, взимая с них под предлогом комиссий за обслуживание от 100 тенге и выше. При этом «азиаты» незаконным образом получили доступ к базе клиентов всех страховщиков, что только развязало им руки.
— Агентов тысячи, среди них бывают и нерадивые, но ситуация с «Азия Иншуранс» — это что-то! — не скрывал возмущения по поводу ситуации председатель правления страховой фирмы, прокомментировавший нам ситуацию на условиях анонимности. — Мы не даем им доступ к базе данных наших клиентов. Они могут видеть лишь те данные, которые необходимы при оформлении страхового полиса, без телефонных номеров и адресов клиентов…
Откуда вообще берутся такие агенты и зачем они нужны?
— Договорные отношения с агентами значительно сокращают расходы страховых компаний на расширение сети пунктов страхования, поэтому проще заплатить 10-15% агентских с каждого полиса стороннему человеку-агенту или фирме, чем оборудовать специальный офис и рабочее место для менеджера, — пояснил страховщик. — Но опять же, каждой компании выгодно, чтобы автовладельцы страховали гражданско-правовую ответственность (ГПО) напрямую у нас, а не через агентов, так мы экономим деньги. Поэтому нам совершенно ни к чему раздавать агентам базу данных клиентов.
Конечно, сейчас никто не признается в краже персональных данных водителей или в их разбазаривании направо и налево, да и народу от этого не легче. Есть факт — личная информация о водителях перестала быть секретной.
Конкуренция на рынке страхования — бешеная. Компании завлекают клиентов разными способами — от скидок до дорогостоящих подарков в виде видеорегистраторов, полисов добровольного страхования КАСКО и других популярных «необходимок» в водительской среде. Поэтому каждая компания старается любыми способами удержать клиентов у себя: за месяц до окончания срока полиса предупреждает об этом водителя, привозит новую страховку по месту назначения совершенно бесплатно, дает дополнительные привилегии.
Подавляющее большинство водителей, говорят в страховых компаниях, даже в случае разочарования не стремится расторгнуть договор о страховании ГПО до окончания срока его действия. Причина проста: каждая компания за досрочное расторжение договора взимает своего рода неустойку — комиссию, которая растет по мере уменьшения оставшегося срока страхования. Начинается всё с 15 процентов. Это если человек хочет разорвать отношения со страховщиком в течение 15 дней с момента оформления полиса ГПО. То есть человек теряет деньги. Поэтому «отбивание» клиентуры с помощью таких агентов, как «Азия Иншуранс», — большая головная боль для страховых компаний, которые экономят на агентских вознаграждениях.
Нам честно признались, что поначалу восприняли публикацию как чей-то «заказ», а меня, неудачно застраховавшую свою ГПО, — подсадную утку. И только разбор полетов непосредственно с самими «азиатами» показал — в погоне за легким заработком агентство явно перегнуло палку.
— Существовать «Азия Иншурансу» в первозданном виде как нашему прямому партнеру осталось максимум до середины мая, так как большинство страховых компаний уже единогласно решили не продолжать с ними сотрудничество, — сообщил глава страховой компании. — Но особенности этого рынка заключаются в том, что агентов много и они могут договориться с другими агентами о продаже полисов ГПО любой страховой организации. Правда, это будет уже не так выгодно.