Автостраховщики пытаются отобрать хлеб у оценщиков — так можно оценить новый проект закона об обязательном страховании ГПО автовладельца. Этот документ может изменить правила оценки ущерба от ДТП и сделать услуги оценщиков невостребованными…
Страховой омбудсмен Виталий Веревкин в интервью нашему порталу сообщил, что нововведения в закон уничтожат одну из самых масштабных коррупционных схем на рынке автострахования. В оценочном сообществе это интервью вызвало недоумение, более того – возмущение.
– Все, что написано о светлом будущем автовладельцев после принятия предложений Веревкина, ничем не подтверждено. Опасностей после принятия таких необдуманных решений гораздо больше, – утверждает член экспертного совета РПО, руководитель Мангыстауской территориальной палаты оценщиков Сергей Ведерников.
– Во-первых, нужно сказать, что никакого «единого стандарта расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей» оценщики не видели. Все, что у нас на руках есть, – это текст изменений в Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», продвигаемых Веревкиным. Никаких упоминаний о «едином стандарте» там нет.
– В чем тогда суть поправок?
– Главным отличием от действующей редакции закона является положение о том, что оценку ущерба будет проводить сама страховая компания. Веревкин предлагает следующую схему: заказчиком оценки является страховая компания, и она же, как заказчик, поручает делать оценку своему сотруднику. Это прямое нарушение закона, которое ведет к неадекватным оценкам.
Положение автовладельцев ухудшится, водителям нельзя будет рассчитывать на справедливую выплату.
– Страховщики уверены в обратном: мол, данное изменение позволит уменьшить количество споров между страховой компанией и автовладельцами, а заодно сделает справедливым процесс расчета убытков.
– Совершенно не ясно, на чем это основано. Откуда возьмется «уменьшение количества споров между страховой компанией и автовладельцами»? Согласно предлагаемым изменениям по каждой страховой выплате автовладельцам придется договариваться, а значит спорить и доказывать свою правоту. Откуда возьмется «справедливый процесс расчета убытков», если этот расчет будет делать сама страховая компания?
Страховая компания, заинтересованная в снижении своих издержек, будет самостоятельно определять, сколько денег она заплатит автовладельцу. Где тут справедливость?
Попробую объяснить подробнее. Сумма страховой выплаты (компенсация ущерба) состоит из стоимости запасных частей с учетом износа, стоимости работ и стоимости материалов, используемых для ремонта. Рыночная стоимость запасных частей и работ определяется в соответствии с законом об оценочной деятельности и действующими стандартами оценки. Это сложная операция, требующая специальных знаний. В законе об оценочной деятельности есть статья 10 «Независимость оценщика», которая гласит: «Оценка не может проводиться оценщиком, если: оценщик является акционером, учредителем, работником, собственником, участником, кредитором, дебитором, спонсором юридического лица – заказчика…».
Поскольку страховая компания заинтересована в снижении размера выплат, а исполнителями будут сотрудники, то, скорее всего, страховая компания будет занижать стоимость запчастей и работ. И закон это допускает.
– Инициаторы нововведений утверждают, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Какие цены на запчасти сейчас берут оценщики, когда производят оценку?
– Говорить о том, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет, оснований никаких нет. Аффилированность страховых компаний явно будет присутствовать. Как страховые компании собираются добиться «справедливых выплат»? В тексте изменений в закон ничего по этому поводу не написано. Если речь идет о популярной программе AUDATEX, то цены на запасные части там в лучшем случае взяты московские, а то и среднеевропейские (если машина старше 10 лет). По крайней мере, стоимость материалов – краска, шпатлевка и т. д. – там указана для московского рынка. Использовать ее на прямую сомнительно, к тому же это не предусмотрено ни одной казахстанской методикой. Что касается стоимости работ, то она определяется как произведение трудоемкости работ и стоимости одного нормо-часа. Трудоемкость работ по замене, снятию/установке и окраске деталей — это единственная информация, которую без оговорок можно брать из AUDATEX. Все остальное более правильно определять по местному рынку.
– Автовладелец сможет оспорить заниженную оценку?
– Что касается оспаривания, то автовладелец, конечно, увидит, что денег, которые предлагает выплатить страховая компания, не хватает, но разобраться в смете, составленной в AUDATEX, неподготовленному человеку невозможно. Тем более что
в предложенных поправках не написано, что страховая компания обязана ознакомить автовладельца со сметой и обязана ему что-либо объяснять.
Это оценщик обязан все объяснять. Что касается нехватки выплаченной суммы, то страховая компания всегда может сослаться на износ, и у автовладельца не будет никаких шансов доказать, что она не права.
– Если некоторые повреждения автомобиля, к примеру перекосы кузова, не будут выявлены сразу, так как требуют дорогостоящих измерительных систем, в связи с чем стоимость таких работ не будет учтена. Что в данной ситуации должен делать автовладелец: повторно идти в страховую компанию и составлять новую смету?
– Случаи возникновения так называемых «скрытых дефектов» в практике оценки ущерба от ДТП встречаются, на этот случай схема действий у оценщиков отработана. Если при первичном осмотре оценщик, осмотревший автомобиль, приходит к заключению, что возможно наличие скрытых дефектов, он говорит об этом владельцу и делает запись вакте осмотра, например: «Возможны скрытые дефекты передней подвески». Оценщик ознакомляет автовладельца с перечнем дефектов и видами технических воздействий и предлагает владельцу произвести дополнительную разборку автомобиля для выявления скрытых дефектов. Дальше все зависит от владельца. Если хозяин авто скажет, что готов на разборку, то оценщик останавливает свою работу до того момента, когда будут выявлены все дефекты. У квалифицированных оценщиков таких ситуаций, которые вы описываете, не бывает. Что касается перекосов, независимый оценщик всегда сможет доказать страховой компании или суду, что перекос есть, указав на определенные признаки его наличия, или же доказать владельцу, что перекоса нет и он зря беспокоится. Что касается страховых компаний, если их специалисты «прозевали» дефект, то это их вина. И как они себя будут вести, я ответить не могу. Автовладелец же всегда может подать в суд на виновника ДТП. Срок исковой давности — три года. Так что шансы на возмещение есть всегда.