В Казахстане необходимо создать независимые друг от друга апелляционный и кассационный суды, считает член комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената парламента РК Бектас Бекназаров, передает КазТАГ.
«Необходимо довести до конца начатую в 2012 году модернизацию областных судов до логического завершения. Я имею в виду разделение областного суда на две организационно не подчиненные друг другу структуры – областной апелляционный суд и областной кассационный суд», — сказал Б. Бекназаров на международной конференции на тему «20 лет Конституции Республики Казахстан: институты правового государства и законотворческий процесс».
При этом он отметил, что, как показывает практика, организационная структура областного суда непременно нуждается в модернизации.
«Все больше число сторон, вовлеченных в судебные споры, высказывают не только недовольство, но и выражают недоверие к местным судам. Не уменьшается количество жалоб по поводу того, почему полномочиями различных судебных инстанций в одном областном суде обладают одни и те же судьи. Настало время законодательно разрешить эту проблему», — пояснил сенатор.
По словам Б. Бекназарова, это разделение даст положительные результаты в судопроизводстве.
«Если в каждой области будут функционировать два организационно не подчиненных друг другу областных суда, каждый из которых выполняет свои процессуальные обязанности самостоятельно, если будет исключено единое руководство над ними одним лицом, если каждая из этих инстанций будет стремиться к устранению судебных ошибок, допущенных нижестоящими судебными инстанциями, если между ними будет организована настоящая процессуальная состязательность по установлению истины, то, несомненно, это будет способствовать реализации институциональной реформы президента по верховенству закона», — пояснил он.
Сенатор добавил, что вопросы совершенствования системы казахстанского правосудия являются актуальными.
«Считаю, что, несмотря на произведенные значительные изменения в судоустройствах судов, все еще требует дальнейшего совершенствования структура областных судов. При проведении в 2012 году реформы судоустройства этот вопрос так и остался незавершенным. Вопрос вот в чем: как мировой опыт, так и практика наших судов показывают, что судебные ошибки в деятельности той или иной судебной инстанции в принципе неизбежны. Их исправлению и служат наделенные определенными полномочиями вышестоящие судебные инстанции – это апелляционная, кассационная и надзорная инстанции», — сказал Б. Бекназаров.
«Однако в судоустройстве областных судов они оказались смешанными. В настоящее время в областных судах одновременно существуют 3 судебные инстанции. Такая организационная структура областного суда не соответствует признанным международным стандартам. Она является громоздкой и неудобной. Отрицательно влияет на доверие сторон к таким важным стадиям процесса, как апелляция и кассация. Более того, она способствует наличию и сохранению коррупционных схем в самой судебной системе», — добавил он.
Сенатор отметил, что неоднозначные вопросы вызывает и тот факт, что над всеми этими структурами стоит процессуальная фигура председателя областного суда, на которого помимо руководства кассационной инстанцией возложена ответственность за правильную организацию работы всего областного суда в целом, осуществление общего руководства канцелярией областного суда и деятельностью судов этого региона.