Пока предприниматели, которых силком обязали членствовать в национальной бизнес-палате, пупы надрывают, сводя дебет с кредитом, предпринимательские верховоды раздули штат численностью в 2225 человек, установили себе неслабые зарплаты и потратили в прошлом году на собственные нужды более 12 миллиардов тенге!
В распоряжении редакции 365 info.kz оказались данные о запланированном бюджете Нацпалаты предпринимателей (НПП) на прошлый год. Цифры впечатляют — кажется, кризис разразился в какой-то другой стране, а не в Казахстане. Самая главная цифра:
Бюджет бизнес-сообщества в 2014 году планировался в размере 12,11 млрд тг.
На что идут эти деньги?
775 000 тг — заместители председателя правления палаты. Таковых в палате насчитывается шесть человек.
750 000 тг — председатель правления палаты (Аблай Мырзахметов), руководитель аппарата, представители НПП в сенате, мажилисе и правительстве, председатель ревизионной комиссии.
600-700 тыс. тг — замруководителя аппарата НПП.
500 000 тг — директор департамента и секретарь секретариата
425-500 тыс. тг — руководитель службы
425 000 тг — заместитель секретаря секретариата, директор адмдепартамента, главбух и начальник отдела.
100-200 тыс. тг. — самые скромные оклады установлены для водителей и ассистентов в центральном аппарате — от 100 до 200 тыс. тенге.
Нормально ли это для организации, которая живет за счет членских взносов? Не очень. По словам генерального секретаря Казахстанской конфедерации труда Мурата Машкенова, который одновременно возглавляет профсоюз транспортников, в среднем в профсоюзной сфере Казахстана первые руководители получают на уровне 100 тыс. тенге в месяц, а годовой доход профсоюза в среднем 3-5 млн тенге.
— Я говорю про организации, которые живут за счет членских взносов, — поделился Мурат Машкенов. — Штат сотрудников в отраслевых профсоюзах, например, 3-5 человек не более, в территориальных профсоюзах, которые имеют статус областных, — от 5 до 10 работников. Набирать больше народа и устанавливать себе большую зарплату мы не можем, так как иначе будет поглощение членских взносов на наше содержание, и денег не хватит на проведение мероприятий и обучение членов профсоюзов. В основном все работники, которые состоят в профсоюзах, в качестве членского взноса платят 1% своей зарплаты, причем платят они первичной профсоюзной организации, которая уже потом делает перечисления в отраслевую и республиканскую. Наша организация недавно прошла перерегистрацию и мы пока еще не знаем, какой будет официальная численность членов, какой будет штат и с какими зарплатами, но наш доход будет составлять 3 тенге с одного члена профсоюза.
На содержание 16 региональных палат (РПП) и 202 их филиалов в 2014 году Нацпалата потратила более 5,5 млрд тенге. Известны и зарплаты региональных сотрудников. Например, директор РПП имеет оклад в размере 500 тыс. тенге, его замы — 425 тыс., начальники отделов — 250 тыс., эксперты — от 150 до 200 тыс. тенге. Директора филиалов РПП сидят на скромном жалованьи в размере 150 тыс. тенге.
296 млн тг в год — аренда офиса для Нацпалаты в престижном бизнес-центре «Изумрудный квартал» площадью 5352 квадратных метра.
0,5 млрд тг — проведение заседаний съезда, президиума, советов при президиуме, конференций, семинаров, круглых столов.
1,795 млрд тг — консалтинговые услуги сторонних аккредитованных организаций.
753,554 млн тг — погашение полученных кредитов.
220 млн тг — частная корпоративная сеть. Это почти 80% всех расходов на связь — в остальные 20% входят: почтовые перевозки (13 млн тг), интернет (25 млн тг), телефония (14,5 млн тг), видео-конференц связь (8 млн тг).
281 млн тг — командировки внутри страны.
97 млн тг — зарубежные поездки.
195 млн тг — амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам в размере от 15 до 40 процентов.
331 млн тг — за продвижение по узнаваемости бренда и за услуги по связям с общественностью.
— На 331 млн тенге можно построить небольшой заводик! — сообщил один из ведущих пиар-специалистов в стране на условиях анонимности: — А еще можно целый год издавать несколько журналов и газет на всю страну. Сделать больше полутора сотен рекламных сюжетов на самых рейтинговых телеканалах – то есть по сюжету через день. По опыту работы могу сказать, что эта сумма в 5-20 раз больше, чем бюджеты на продвижение, выделяемые многими коммерческими компаниями республиканского уровня, и сопоставима с расходами на рекламу у многих ведущих игроков на потребительском рынке. Это очень широкомасштабная кампания. Я думаю, что
за эти деньги можно с нуля раскрутить бренд до очень высокого, свыше 70%, уровня узнаваемости у целевой аудитории.
Сейчас, на фоне низкой нефти и высокого курса тенге все режут бюджеты. В минувшем феврале президент поручил сократить республиканский бюджет на 700 млрд тенге (на 10%). «Самрук-Казына» должен порезать капитальные затраты на 18% (240 млрд тенге). Частные компании оптимизируются – прежде всего сокращают расходы на рекламу и продвижение в СМИ. Поэтому мне с трудом верится, что эти средства – частные инвестиции. Должно быть, это какая-то очень богатая организация, с хорошими источниками финансирования из госбюджета – прямо или опосредованно, через квазигосударственный сектор. Учитывая, что коммерческие бюджеты режутся, в том числе в госкомпаниях, могу предположить, что речь идет об очень крупном политическом проекте. Возможно, данная организация будет использоваться в электоральном процессе или с ее помощью будет организована «раскрутка» каких-то значимых системных политиков.
На содержание коллектива НПП потратила 46% всего бюджета. При этом штатная численность Нацпалаты составляет 2225 человек, из которых в центральном аппарате трудится 375 человек, в региональных палатах — 1850, а в 202 филиалах по всей стране — от 5 до 25 человек.
Бюджет состоит из обязательных членских взносов субъектов среднего и крупного бизнеса. Согласно о закону
в Нацпалате должны состоять все предприятия среднего и крупного бизнеса. Должны состоять и должны платить. Таких предприятий в Казахстане чиновники насчитали свыше 23 тысяч. Крупные игроки — более 8 млн тенге, средние предприниматели — по 300 тысяч.
На деле палате платят не все — пока. Собираемость обязательных членских взносов запланировали на уровне 60%.
Много это или мало — спор бесконечный, но и эти деньги нужно заработать и вырвать из бюджета предприятия. В казахстанских реалиях, когда многие бизнесмены сокращают свои расходы, уходят в «налоговую» тень, экономят на социальной поддержке работников, даже 300 тысяч тенге очень даже делают погоду. Очевидно, вместо уплаты членских взносов многие предприниматели нашли бы этим деньгам более эффективное применение.
Что полезного для своих членов, кроме семинаров, форумов и конференций, Национальная палата предпринимателей сделала за их деньги? В январе 2015 года в НПП Аблай Мырзахметов дал пресс-конференцию, в ходе которой заявил, что казахстанские предприниматели буду сами определять, сколько им платить в качестве членских взносов в НПП.
«Это, думаю, более демократично, и это правильно и прозрачно, чтобы не обвиняли, что это чиновники устанавливают или правительство. Чтобы этот вопрос не вызывал нареканий, а чтобы сами предприниматели через своих избранных представителей открыто обсуждали, какие будут уровни взносов, кого будут освобождать. Это делается, чтобы не был вовлечен исполнительный аппарат. Наша задача — сформировать принципы, подходы, дать информацию делегатам. И делегаты съезда будут принимать решения», — сказал тогда глава НПП.
На январском съезде Нацпалаты Аблай Исабекович говорил, что предложена градация взносов по подкатегориям:
«Предлагаемая градация взносов по подкатегориям, как ожидается, снизит их минимальные размеры для среднего бизнеса на 50% (от 80 МРП, или 158 560 тенге) и крупного бизнеса – на 89% (от 505 МРП, или 1 000 910 тенге)».
И вот теперь напрашивается другой вопрос: если доходы Нацпалаты в 2015 году значительно сократятся, как г-н Мырзахметов будет выкручиваться с расходами? Ведь в прошлом году они, судя по смете, «съели»почти 90 процентов всех доходов.
Не исключено, что руководство Нацпалаты за счет снижения размера членских взносов намеревается увеличить их собираемость. Еще осенью прошлого года в НПП констатировали свои просчеты: вместо запланированных ими в идеале 60%, собираемость составила только 15%. Но то было в октябре. А в декабре, судя по публикациям в Интернете, по должникам пошли мытари палаты — собирать долги за 2014-й.
Критика в адрес НПП о ее непомерных аппетитах раздается с тех самых пор, как всех предпринимателей в обязательном порядке заставили стать ее членами.
Свое мнение высказал также заместитель председателя ОФ «Национальный фонд развития финансовых услуг» Андрей Ли:
— На мой взгляд, без учета специфики деятельности приведенной общественной организации, а также с учетом экономической ситуации и расценок на предоставление тех или иных услуг/работ в РК, я считаю, что подобные затраты являются нецелесообразными, недопустимыми и должны быть сокращены. Вместе с тем, учитывая, тот факт, что заработная плата сотрудников устанавливается по соглашению сторон, а также то обстоятельство, что общая численность сотрудников превышает 2000 человек, я считаю, что заработная плата руководящего состава вполне обоснована. Более того, в национальных холдингах управленцы получают в десятки раз больше и это нормальная мировая практика. А вот прочие расходы не только можно, но и нужно сокращать.
P.S. Редакция направила на имя Аблая Мырзахметова официальный запрос с просьбой прокомментировать опубликованные нами цифры. Продолжение следует.