Общественный транспорт Алматы уже в этом году будет охвачен системой единого электронного билетирования. Это значит, что больше пассажирам не обязательно платить наличными или покупать проездной билет. На все виды транспорта будет действовать единая карта. Она позволит не только сделать процесс обилечивания мгновенным, но и решит одну из главных проблем общественного транспорта — черную кассу и недоимку, сообщает телеканал «Алматы».
Советские копейки, пуговицы, булавки, жетоны для игровых автоматов — еще год назад недобросовестные пассажиры общественного транспорта могли оплатить проезд таким мусором. Мелкий хлам, попавший в валидаторы, стал серьезной проблемой. Недоимка составила 4 миллиона тенге. Это не говоря о черной кассе, которую ведут кондукторы и водители. Со следующего года обмануть таким образом перевозчиков не удастся. Теперь в каждом салоне, будь то муниципальный или частный транспорт, появится электронный терминал. Его установят как в автобусах, так и в троллейбусах и трамваях, и даже в метро. То есть новый электронный билет — это единый проездной, введения которого так ждали алматинцы.
«Программа билетирования начинает внедряться с 1 октября текущего года в тестовом режиме, в течение трех месяцев будет параллельно обращение денежных наличных средств, а также электронных карт, которыми будут у нас пользоваться в системе электронного билетирования. С 1 января 2016 года хождение наличных средств в оплате проезда за общественный транспорт будет прекращено», — сообщил заместитель акима города Алматы Юрий Ильин.
Оплатить проезд можно будет одним касанием карты к терминалу. А пополнить счет можно здесь же, как говорится, не отходя от кассы. Первое время для удобства пассажиров будет доступна дополнительная услуга оплаты наличными. Но уже с 1 января 2016 года эта возможность исчезнет. Сами электронные билеты будут делиться на обычные и именные — для школьников, студентов и пенсионеров. Первые можно будет приобрести в газетных ларьках и остановочных киосках. Интересен и тот факт, что акимат города на реализацию проекта не затратит ни тиына. Все финансирование, а это 12 миллионов долларов, взяли на себя местные предприниматели. Зато выгода от этого очевидна. Электронный билет поможет решить главную проблему — утечку денег.
«Если все это реализуем, безусловно, и доходы перевозчиков возрастут, и бюджет, и будет порядок, самое главное», — подчеркнул аким города Алматы Ахметжан Есимов.
Кроме того, в планах авторов проекта и акимата сделать электронный билет доступным и для личного автотранспорта, например для оплаты парковки автомобиля.
«С опытом, который мы перекладываем на внедрение системы электронного билетирования, мы планируем процедуру оплаты за парковки переложить на те самые транспортные карты, которые будут использоваться для оплаты проезда в общественном транспорте. Тем самым горожане Алматы могут иметь одну транспортную карту оплаты любых услуг, связанных с транспортной средой», — сказал технический директор ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы» Владимир Смирнов.
По новому принципу теперь работает и центральная диспетчерская служба. Ее сотрудники смогут отслеживать движение почти полутора тысяч автобусов, обслуживающих 119 маршрутов. Круглосуточный дозор диспетчеры будут вести с помощью GPS-трекеров и видеокамер, установленных на улицах мегаполиса. Развитие общественного транспорта Алматы сделало большой рывок в последние годы. К примеру, в 2014 году муниципальным общественным транспортом Алматы было перевезено около 95 млн пассажиров, что на 34,5% больше, чем в предыдущем году. Общий пассажиропоток за год составил 262 лишним млн человек. При этом 70-процентную долю в системе общественных перевозок занимает экологически чистый муниципальный вид транспорта.