Директор департамента внутреннего контроля Министерства образования Анар Каирбекова отправила своего сына-десятиклассника Олжаса Абжана на международный научный конкурс в Москву. Мотивы были благородными, но затея вышла боком как для чиновницы, так и для самого школьника.
Учащийся Казахско-турецкого лицея для одаренных юношей Астаны Олжас Абжан стал одним из 34 казахстанских школьников,
отправившихся в мае 2014 года в Москву на научное соревнование. Любопытно, что Олжас был включен в команду всего за несколько дней до начала самого конкурса.
— В середине апреля Каирбекова обратилась ко мне с просьбой найти телефоны Республиканского научно-практического центра «Дарын» в связи с тем, что в Москве с 1 по 5 мая 2014 года проводился VIII Международный научный конкурс «Математика и проектирование», а ее сын, ученик 10-го класса Казахско-турецкого лицея Абжан Олжас, «имеет очень хороший научный проект» и может рассчитывать на одно из призовых мест, — рассказывает Юрий Герасимок, бывший подчиненный Анар Каирбековой. — Искомые телефоны ей были предоставлены. А через неделю я узнал, что
Олжас Абжан был включен в сборную команду РК на основании приказа управления образования Астаны…
На деле для попадания в сборную нужно пройти несколько этапов внутриказахстанских конкурсов и доказать свою исключительность для представления страны на международном соревновании. Участвовал ли в таких конкурсах сын чиновницы? В характеристике на Олжаса Абжана директор лицея, где обучался мальчик, Ержан Аубакиров пишет:
«В связи с тем, что Олжас пришел в наш лицей в начале учебного года, в научных проектах и олимпиадах не участвовал».
Надо отметить, что директор в остальном охарактеризовал учащегося только положительно: все делает аккуратно, порученные задания выполняет своевременно, характер свой не показывает, ведет здоровый образ жизни, занимается боксом, умеет держать себя среди ровесников.
Достаточно ли этого для включения ученика в сборную? Видимо, да — сын Анар Каирбековой оказался в в Москве. Как именно это случилось, знают только сама Анар Мерекеевна да сотрудники управления образования столицы, которые своим волевым решением включили учащегося в сборную.
Никто и не думал, что «очень хороший научный проект» обернется алкогольным скандалом.
3 мая сопровождавшие школьников в Москву педагоги между часом и двумя часами ночи уличили 10-классника в… распитии алкогольных напитков. В своей докладной на имя директора центра «Дарын» Шолпан Кирабаевой учителя так и написали: дежурили, шли по коридору и почувствовали запах алкоголя, исходивший из комнаты, где находился Олжас, зашли, увидели выпившего школьника и стаканы со спиртным на столе. Что было ими сфотографировано и запротоколировано.
Информация об инциденте быстро разлетелась по Министерству образования. Однако результат был очень необычным.
— После того как о казусе известили Анар Каирбекову, то, в том, что ее сын напился, она обвинила сотрудников, сопровождавших учеников на международный конкурс, — говорит Юрий Герасимок.
По-родительски Анар Мерекеевну мы понимаем: в таких случаях гораздо удобнее свалить вину на старших сопровождавших, рисуя в голове полнометражную картину обстоятельств ЧП: сын стал заложником происков врагов, пожелавших «подставить» талантливого школьника. Педагоги сами принесли ему в комнату спиртное, разлили по стаканам, дождались часа ночи, когда мальчик уснет, а потом бесцеремонно ворвались и пытались выдать пейзаж помещения за последствия вечеринки. А «Рафик ни в чем не уиноват…»
Любопытно, что именно после этих московских приключений в центре «Дарын» прошла проверка, инициированная Анар Каирбековой. Каких-то скандальных результатов проверка не дала, а впоследствии сотрудники, ее проводившие, уволились по собственному желанию. Правда, некоторые из них говорят, что Каирбекова им на это намекала: «Мы с вами не сработаемся». Но, кажется, она в этом не «уиновата».