Почти треть своей жизни 44-летний Александр Дроздов прожил в Алматы. Сейчас у него здесь работа, семья, собственная квартира. Но город у подножия Заилийского Алатау и его жители удивляют режиссера из Кыргызстана до сих пор.
— Где ты родился, учился? Кем работал до переезда?
— Родился я в Киргизии, городе Фрунзе. Учился там же. Во времена перестройки мы открыли свой телеканал «Пирамида». На нем я все специальности прошел, закончил режиссером. Потом побывал в Москве, затем друзья пригласили в Алматы. Сказали: там очень интересно. Я говорю: не в Казахстане, а в Алматы, потому что по-настоящему интересно здесь. Я все-таки восточный человек, и мне нравится все восточное. Для меня Алматы стал глотком свежего воздуха после Москвы.
— Нужно ли готовиться к переезду или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? Как было в твоем случае?
— Нужно ехать всегда куда-то. Надо всегда планировать, чем ты в первое время будешь заниматься. Потом ты будешь узнавать это место — и тебе станет легче. Я всегда переезжал куда-то, хотя с Алматы получилось все по-другому. У киргизов есть выражение: «За горой стоят понты — это город Алматы». Мой друг, настоящий алматинец, сказал, что здесь будет суперкрутая работа. Я поэтому сюда сорвался. Когда приехал, конечно, все было по-другому. Мы прошли кучу контор, и никто ничего не предлагал. В самый последний момент, когда я готов был вернуться домой, одна из контор мной заинтересовалась. И я остался в Алматы.
— Какие пять самых больших различий между двумя странами ты бы отметил?
1. Кыргызстан — страна, где все вокруг очень добрые, там все по-честному. Алматы меня поразил тем, что здесь все такое пафосное. И людям это нравится. Они говорят: «Мы живем в самом лучшем городе». И я не спорю с этим, но они все вокруг красят радужными красками. Если он едет на машине, значит, это самая лучшая машина, если у него девушка — она самая красивая, если он делает передачу, значит, это самая лучшая передача! Когда говоришь, что в Москве делают это по-другому, на тебя посмотрят и скажут: «Кто такая Москва?»
2. Родина дается по рождению, поэтому Бишкек — это для меня родина. Я очень люблю Кыргызстан и считаю его самой красивой страной. А Казахстан, по сравнению с моей родиной, страна, которая более или менее свободна в развитии. Здесь можно стать кем-то. В Казахстане достаточно денег для своих вещей. И потом, Казахстан более надежный. Вспомните Кыргызстан, как его мотает на политическом уровне, а мне надо где-то растить детей.
3. Мне не нравится, как в Алматы одеваются. Мальчики похожи на девочек. Я, наверное, восточный парень. Чересчур уделяют много внимания одежде. Тонут в брендах. В Кыргызстане более мужественно одеваются, мне кажется.
4. У вас горы близко. У нас горы подальше. Но здесь дышать нечем. Вокруг тебя горы, красота, солнышко, зелень, а дышать нечем — это нонсенс.
5. Мне нравится Алматы тем, что здесь люди без каких-то суицидальных наклонностей. Они всегда в себе уверены. Когда ты среди таких людей, ты тоже себя чувствуешь также. Чего не сказать о Бишкеке.
— Ты чувствуешь себя чужим в новой стране?
— Да, чувствую. Я живу с видом на жительство. В ЦОНе, где граждане Казахстана обслуживаются, — все добрые, все тебе улыбаются, готовы помочь. А приходишь в миграционную полицию — там нас за людей не считают. Конечно, тебе никто не говорит, что ты баран, но это чувствуется. Может быть, потому что все приезжие перед ними пресмыкаются. А что делать? Тут никому не пожалуешься, ты тут никто.
— Трудно ли найти работу/жилье?
— Нет. Здесь куча съемных квартир, я тут с 2002 года снимаю квартиру. Сейчас купил уже свою, ремонтирую.
— Уезжая из своей страны, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
— С Кыргызстаном я не расстался.
Киргизы говорят, что Алматы это — промзона Бишкека, мы в соседний район ездим работать. Может, это обидно звучит, но это такая, можно сказать, шутка.
— Экономика твоей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег? Если не сложно, расскажи поподробнее о средних месячных расходах (транспорт, жилье, еда, медицина, развлечения и т. д.).
— В Бишкеке мне хватало на все, я зарабатывал больше окружающих. Но это малая часть того, что можно заработать здесь. В Алматы я стал зарабатывать в разы, если не в десятки раз больше, чем в Бишкеке. Но в какой-то момент все уравнивается, становится одинаковым, поэтому количество денег не имеет значения. Самое важное, чтобы тебе хватало жить так же, как живут рядом люди, которых ты уважаешь. Быть в своей нише, в своей социальной среде.
— Были ли мысли вернуться в Кыргызстан?
— Да, конечно. Там происходили всевозможные революции, каналы передавались из рук в руки, мне предлагали очень хорошие должности. Но я-то знал, что Бишкек — это все-таки песочница. В Алматы возможностей больше. Я постоянно езжу в Бишкек к родителям, но жить и работать в Алматы интереснее. Ты здесь свободнее, и в плане финансов тоже. Можно сделать что-нибудь крутое. В Кыргызстане люди все-таки не хватают звезд с неба, как это делают в Алматы.