Алматинцам хочется гордится своей историей — и не теоретическими изысканиями, а конкретными раскопками. Как, например, в Казани. Или даже Таразе! Но не получается… Почему? Об этом разговор с ученым секретарем музея города Алматы Муратом Нурпеисовым.
— Хочу поделиться с вами сенсационной новостью: недавно при раскопках древних городищ, которых очень много вокруг мегаполиса, были найдены золотые изделия. Мурат, что же это такое? Можно я прикоснусь к коробочкам перед вами?
— Конечно.
— Это же чистое золото!
— Это древнее золото. Так называют его археологи. Изображение кошачьего хищника.
— Мне кажется, похож на льва. Очень искусная работа.
— Верно. Говорили, что это маленький барс, но мордочка удлинена. Если посмотреть через лупу на конце хвоста – кисточка. А среди кошачьих кисточку имеет только лев.
— Значит, раньше здесь водились львы?
— Нет. Это изделие в сакской традиции. 4000-3000 лет до нашей эры.
— И я держу эту вещь в руках! Кайф! Вы понимаете, на какой древней земле мы живем?! Это делали наши предки. Какая искусная работа! Есть такое искусство — японское нэцкэ. Говорят – непревзойденное. Ничего подобного. Нужно просто подержать эту фигурку в руках.
— Следующий экспонат – птица с опущенными развернутыми крыльями. Массивный клюв.
— А сверху это полумесяц?
— Да. Есть такие геральдические изображения, когда птица изображена на фоне солнца или луны.
— Это мифическая птица?
— У нее есть воротник за шеей. И можно говорить, что это гриф. Но поза и геральдические традиции, которые прослеживаются уже позже, говорят о том, что это птица симург.
— По-нашему — самрук. Здесь найдена, значит, будет называться по-нашему.
— Это мифический символ. Официальная эмблема династии Сасанидов. В изделиях нет килограммов золота, они маленькие. Но эти находки по мифической значимости, по оригинальности изображения – уникальны.
— Очень хочется спросить о месте, где нашли. Но не будем о нем говорить. К сожалению, люди до сих пор сами копаются в этих курганах. Находят древности, подержат, отдают детям. Дети в школе их в асыки проиграют. А это — наша с вами история. Сколько городищ вокруг Алматы?
— Дело не в городищах. Речь идет о памятниках. Самый большой памятник – Боралдайский сакский курган. Там 38 памятников на территории в 430 га.
— Он уже полностью обследован?
— Нет. Все это охраняется и обследовать всю территорию не имеет смысла. Эти памятники простояли тысячи лет.
— Я не буду спрашивать — по какой причине. Наш музей Алматы находится в таком захудалом помещении. Когда приезжают гости из зарубежья, их ведешь в музей с великолепной экспозицией, они смотрят по сторонам: «Где, где музей?» Им кажется, что должно быть величественное здание. А оно сожжено, разрушено, и на его месте построено совсем безликое здание. А раньше там был губернаторский дом, и была задумка восстановить его.
— Это старая история, которая ничем не закончилась, хотя разрабатывался проект.
— Деньги в Швейцарии. Никого нет. А сколько из них можно выставить в таком небольшом зале, который меньше, чем в новом особняке. Может ли Центральный музей переехать в Астану, а вам отдадут это здание?
— Могу авторитетно ответить, что нет. Совсем недавно я был заместителем дирекции строящегося Национального музея в Астане. И такой вопрос там никогда не ставился. Здание построено. Основные контуры экспозиции известны.
— А успеют к 550-летию?
— Такая задача не ставилась.
— 550-летие будет. Все, что говорит президент, выполняется безукоризненно. А какое место в этой летописи займет наш город? Не современный, а ареал Алматы. По-моему, З7 древних городищ. Пока еще никто не понял, какое из них является древним Алмату, которому тысяча лет.
— Это очень сложная задача. 10 лет назад, будучи сотрудником Института археологии, я выступал на конференции с докладом об истории археологического изучения города. Исследования последних 15 лет так и не ответили на вопрос: где именно находился древний Алмату средних веков? Академик Байпаков сначала называл место, где сейчас находится пограничное училище.
— Монеты с надписями Алмату.
— Помимо монет там часто встречаются артефакты. Такие артефакты встречаются и на Пушкина-Горького, где проводили ремонт водопроводной магистрали. Там были найдены средневековые водопроводные трубы. Эти факты говорят о том, что нами так и не найдено то центральное место, где был Алмату. Проводить такие поиски с целью найти средневековый город – это колоссальная работа. Об этом нам сказали археологи, которые приезжали на конференцию, посвященную 1000-летию города, в 2010 году. Эти специалисты объяснили, что когда они еще в советское время показывали такие артефакты, то Рыбаков, директор Института археологии, сказал, что все это не пойдет. Необходимо искать серьезные культурные слои города. Так поступили археологи Казани, которые провели такие работы и нашли артефакты, доказывающие ее 1000-летие.
— По этой схеме можно и у нас построить работу?
— Это многолетняя, многоплановая работа. Тотальное наблюдение за земляными работами. А ситуация в Алматы такова, что за последние сотни лет в городе было много землетрясений и селевых потоков. Сель 1978 года, свидетелями которого мы с вами были, произвел на меня колоссальное впечатление.
— А землетрясение в Талгарском ущелье? Несколько метров наноса каменных пород. Попробуй под ними что-нибудь найти.
— Когда будут найдены такие участки, можно будет начать плановое исследование.
— А сейчас нужно сохранить то, что нашли. Придать статус неприкосновенности. Может, в рамках празднования 550-летия будет написана страница Алматы, выделят деньги на раскопки? Поэтому лучше застолбить сейчас те участки, чем потом сносить 18-этажные здания.
— В Таразе снесли базар и проводятся комплексные археологические исследования. И по находкам уже понятно, что копают не там, где была цитадель. Там нет дворцового комплекса. А когда начинали раскопки, то были уверены, что найдут его.
— Теперь закопают и построят заново.
— Нет. Там сейчас идет процедура музеефикации.
— У нас процедура с губернаторским домом началась давно. Потом была идея отстроить кусочек Шелкового пути, а в малой станице сделать ремесленные мастерские. Все это витает в воздухе.
— Я к вопросу о сносе 18-этажных зданий. Имеет ли это смысл?
— Имеет. Вот эти штучки — лев и птица — говорят о высокой культуре и производстве. А это и есть цивилизация наших предков. Значит, наша культура — мощный пласт во всей цивилизации Вселенной. Спасибо, что вы согласились представить нам эти уникальные экспонаты. Прямо руки дрожат. Находите новые артефакты!