Этот человек может снять кино в Париже из-под полы, в нарушение закона… И это будет кассовое и массовое кино! Нуртаса Адамбая, возможно, не знают на пафосных кинофестивалях, но знают в народе — кажется, это важнее.
— Нуртас, жанр комедии считается один из самых сложных. В прошлом году «Келинка Сабина» собрала большую кассу. Фильм прошел по всем кинотеатрам. Сколько он собрал?
— Мы не озвучиваем цифру. Но сбор побил все кассовые сборы, которые были до этого фильма. Пока рекорд за нами. Надеюсь, следующими проектами мы будем держать планку.
— Это был ожидаемый успех?
— Не могу сказать, что я был уверен на 100%. Как режиссер и сценарист – я переживал. Как актер – я понимал, что все сделано правильно. Сыграл Сабину как надо. Хотя к себе-актеру всегда относился скептически. Как продюсер ожидал успеха. Потому что Сабина несколько лет выходила в скетчкоме и была популярной. А как режиссер переживал, что народ скажет: нам не смешно, не пойдет. Это мой первый и единственный фильм. Однажды я даже сказал фразу: «Если кино не понравится зрителю, то я больше не буду этим заниматься». Я не из той категории людей, которые навязывают свой юмор, свои идеи.
— Вот так просто поставил бы точку на своем творчестве?
— Для меня это было бы ударом. За эти годы уже создалось самомнение. А так как это был полный метр, то было страшновато.
— А не страшновато примерить женскую роль?
— Нет. Смешно.
— И каково быть девушкой в современном Казахстане?
— Очень сложно. Сложно делать грим, все время переодеваться. Я придумал себе парик. А потом попросил купить такой же, но вырезать чуб. Потому что летом в ауле в жару носить парик и еще платок – это невозможно. Голова вскипит. Парик мне завязывали на резинке. А верх закрывали платком.
— Картина многим понравилась. Но есть и те, кого обидела, задела.
— Я уже комментировал это в других интервью. У успешных проектов всегда есть недоброжелатели и завистники.
— Ты не согласен с этим мнением?
— Конечно нет. Взрослые, адекватные люди, прежде чем критиковать, посмотрят фильм. А писать в Facebook, что толпа молодежи смотрит трейлер и смеется, при этом сам человек подчеркивает национальности… и это его задело. Он не понимает, что молодежь смеется над фильмом.
— А может, его задело, что аульская жизнь показана в неприглядном виде?
— Наоборот. Мы ставили задачу показать аул теплым, вызывающим ностальгию. Кино – сложный процесс. Когда мы делали постпродакшен, я говорил, чтобы цвета были сочными, передавали запахи аула.
— Интересно, что в твоей картине ты нашел смешные моменты и среди людей городского типа, и среди жителей аула.
— Эта комедия, и в ней есть утрированность. Но мы хотели показать реальность. Городские не знают языка, обычаев, традиций.
— Ты считаешь, это плохо?
— Конечно плохо. Мы, казахи, вышли из аула, поэтому нужно помнить и чтить традиции. Не просто вешать билборды на Наурыз, где девушки в саукеле, а действительно знать. Мы не показываем, что в ауле плохо живут, так как сами плохие. А показываем аул в его условиях. Обидно, потому что там мы проводили свои каникулы. Поэтому хотелось и привлечь внимание к аулу.
— Ты сочувствуешь казахским келинкам?
— Нет. Я не хотел, чтобы их жалели. Сабина – сильная личность.
— А другие келинки?
— Мы показывали конкурс келинок. Но это не угнетение. Они выросли в таких условиях, и для них это нормально. В отличие от городских невесток, которые не знают «салем беру»… Хотя я бы не заставлял свою жену это делать. Но уважать родителей мужа, помогать по дому – это должно быть. Это традиционно.
— Хотелось бы такую невесту, которая и чай нальет, и рубашку погладит и үндемей жүреді. Ты – парень холостой.
— Я бы не смог, если бы она была совсем покладистой, рот не открывала. Жена – это друг, способный повлиять на тебя в лучшую сторону. А жена, которая все время поддакивает…
— …не в твоем вкусе. А с такой, как Сабина, наверное, весело? Хотел бы такую?
— Наверное, да. В начале фильма Сабина другая. Она проходит через все тернии и меняется в конце фильма. Этим интересен любой фильм.
— Нуртас, хоть ты и не называешь сумму, собранную с картины, но ты попал в список «Forbes Казахстан» с годовым доходом 480 тысяч долларов. Занял 20-е место из 25. Хотя мне казалось, что ты должен стоять выше.
— Я считаю, что в этих рейтингах нет объективности. Я не про себя говорю. По мне, лучше в этом журнале и не появляться. Я не сторонник понтов.
— Для тебя не важен финансовый успех?
— Важен. Но бить себя в грудь… Когда мне присылали вопросы для этого журнала, я был как на допросе. Мало кто согласится на все это отвечать.
— В человеке должна быть загадка. Тебя не смущает, что ты не на очень хорошем месте с твоими успешными проектами?
— Нет.
— Думаю, в этом году ты планируешь увеличить свои доходы. Ты теперь опытный продюсер.
— Я радовался успеху «Келинки Сабины» не столько за финансовый показатель, сколько за то, что идеи стреляют. Можно придумывать, снимать и давать зрителю, способному это оценить. Отношение зрителя – для меня лучшая оценка. А не рейтинг программ по 700 датчикам, которые стоят по всему Казахстану. А по «Келинке Сабине» я видел, что реальные люди пришли в кино, заплатили деньги, посмотрели.
— А не планируешь снимать кино на другие, как называют критики, «заезженные темы»? Тема сельских и городских давно у нас циркулирует. В советское время было в «Тамаше».
— Это вечная тема. Ближайшие 2-3 проекта будут в комедийном жанре. Это идеи, которые нужно снять, потому что они уже придуманы. Есть задумка фильма – не комедия и не драма. То, что цепляет зрителя. Руки чешутся начать, но нужно реализовать уже готовые проекты.
— Есть еще один успешный проект – «Побег из аула».
— Да. Мы снимали 3 сезона. Все были успешными. Мы были первыми, кто снимал в Париже, в Таиланде. Причем снимали мы партизанскими способами, потому что в Париже лицензия на съемку стоит очень дорого. Мы притворялись просто фотографирующимися, просто болтающими. Операторы прятались за куртками.
— Жандармы даже не подозревали?
— Когда нам сказали, что разрешение на съемки на фоне Эйфелевой башни стоит 250 тысяч евро… За такие деньги можно снять сериал. На мой взгляд, сняли успешно. Третий сезон вышел 2 года назад. Люди спрашивают, когда будет продолжение. Мы не смогли проигнорировать просьбу и ведем подготовку, чтобы в апреле, Құдай қаласа, начать снимать «Побег из аула». Фильм будет называться «Операция «Махаббат».
— Хочется это сделать побыстрее, чтобы уехать отдыхать?
— Да. Мне нужно будет написать новый сценарий. А в Казахстане – это постоянные звонки, встречи.
— А где тебе нравится отдыхать?
— Нравится Таиланд. Там визы не нужны и дешевле.
— Ты недавно там был?
— Мы были там с ребятами после Нового года. Потому что после «Келинки Сабины» я снимался в «Свадьбе на троих» у Аскара Бисембина. Потом отсняли целый сезон «KZландии». Я почувствовал истощение от постоянных съемок и сценариев.
— Сейчас выглядишь хорошо. Глаза горят.
— Мы уже 2 месяца ничего не делали. Пора уже.
— А как ты оцениваешь актеров?
— Приятно, что приходят люди, неизвестные в широких кругах, но очень хорошие актеры. Они есть в казахстанских театрах. Понимаешь, что они просто до конца не раскрыли еще свой талант и мастерство. И при хорошем сценарии и качественных съемках можно делать с этими парнями и девушками очень хорошие вещи.
— До эфира мне звонила наша общая знакомая. Я ей говорю про интервью с тобой и спрашиваю: «Ты бы хотела такую келинку, как Сабина, своему сыну?» Она говорит: «Да». Я говорю: «Как? Она же лентяйка». Говорит: «Она — продвинутая лентяйка. Мы бы нашли общий язык». Нуртас, желаем тебе успехов и ждем новых работ!