На пресс-конференции, которую провели представители главных партий страны, прозвучала версия, что парламентские выборы в Казахстане тоже будут проведены досрочно. Это решение стало бы логичным продолжением нового курса главы государства и первым шагом к новому конституционному строю Казахстана — парламентской республике, считают политологи.
Инициативе провести досрочные парламентские выборы аплодирует и оппозиция. Такое решение стало бы первым шагом к полной реструктуризации политической системы Казахстана, считают в ОСДП. Тем более что такие вопросы просто так не поднимаются, уверен политолог Петр Своик, за каждым словом партийных лидеров стоит администрация действующего президента.
Петр Своик, политолог, заместитель председателя ОСДП:
— Такие заявления партий на самом деле являются заявлением администрации президента. Хотя у нас и несколько партий, все это одна и та же организация, которая единообразно управляется и используется. Например, на этих президентских выборах КНПК выставила своего очень чудаковатого, мягко говоря, кандидата, а все остальные партии забавным образом вошли в избирательный штаб партии «Нур Отан» и пропагандируют лидера другой партии. Все партийное многообразие Казахстана, за исключением ОСДП, имеет вспомогательную функцию и принимает не самостоятельные решения, а те, которые им подсказывают.
Но это и правильная и своевременная инициатива. Сошлемся прежде всего на избирательную программу самого Нурсултана Назарбаева, который выдвинул 5 институциональных реформ, одна из которых — конституционная реформа с поэтапной передачей власти парламенту.
Хочу подчеркнуть, что это абсолютно свежие, уникальные, никогда ранее не произносимые слова. Если про все остальные институциональные реформы глава государства говорил ранее и неоднократно, то слова о конституционной реформе произнесены впервые.
До недавнего времени предполагалось, что изменения в систему президентского единовластия и вообще хоть какие-нибудь изменения в нынешнюю конструкцию власти до 2050 года вноситься не будут. Поэтому такие слова дорогого стоят, и по всей видимости, сам президент их сказал неслучайно. Он действительно на нечто подобное настроен.
Но, чтобы передавать что-то в парламент, этот
парламент должен быть устойчивым, способным воспринять эту ответственность и быть адекватным этой ответственности. В нынешнем парламенте этого нет.
Сейчас в нем нет настоящих системообразующих партий! Напомню, что все развитые страны без исключения в современном мире — парламентского типа. А те, у которых президентские системы, – их немного. Америка, Франция тоже опираются на парламентский тип правления и на правильную партийную структуризацию. Именно через партии формируются не только правительства, но и президенты.
Опыт Америки, опыт Франции: там никакого Амантая кажы, который спустился с дерева, зашел в ЦИК и зарегистрировался, не может быть в принципе.
Там кандидаты в президенты появляются только от серьезных партий.
— Думать о том, что правильное партийное структурирование может вырасти само собой — это примерно, как надеяться, что на никем не возделываемом поле вдруг начнет колоситься замечательная пшеница и будет богатый урожай, — отмечает Петр Своик. — Партийное поле должно быть создано, правильная партийная структуризация должна быть выстроена. Я прямо могу сказать: в Казахстане должны быть 3 партии, и они уже есть. Только их надо немного достроить. Первая партия — центристская, опорная — «Нур Отан». Сейчас в ней чиновники и сам глава государства. Именно Елбасы — Лидер Нации, а не партийный лидер. Эти функции не совмещаются, он должен оставить это партийное хозяйство на Даригу (Назарбаеву. — Ред.), например. И все чиновники, например акимы, должны тоже из этой партии выйти. Не они должны руководить областными отделениями, пусть «Нур Отан» существует сам по себе.
Конечно, должен быть «Ак жол» — как партия предпринимателей. Но не та партия, которая претендует на защиту всех предпринимателей, а
партия экспортно-сырьевых олигархов. Мы их не очень любим, но из них состоит основа экономики Казахстана, на них во многом все держится. Флаг им в руки!
Третья партия, а треугольник — это самая крепкая и устойчивая фигура, — социал-демократическая ОСДП, куда отходят и МСБ, и студенты, и пенсионеры. Рациональное использование природных богатств, правильное регулирование тарифов естественных монополий и многое другое должно быть в компетенции этой партии.
А всем остальным партиям должна быть предоставлена возможность благополучно объединиться либо с «Ак жолом», либо с «Нур Отаном». И
пусть не морочат головы всякие партии патриотов и аулов, потому что они при правильной партийной структуризации больше не нужны.
Мелкота, пестрота должна стать частью рационально организованного партийного пространства.
Конечно, ОСДП будет участвовать в выборах. Если придется соревноваться с партией, состоящей из одного-трех человек — это несерьезно, это стыдно, прежде всего для государства. Мы будем апеллировать к самой власти. Ничего в этом мире не происходит без организующего участия человека, в данном случае — главы государства. Он должен принять ответственные политические решения о правильном партийном структурировании и выстроить избирательную кампанию в правильных партийных конструкциях. Только после этого можно будет говорить о поэтапной загрузке парламента с тем, чтобы он стал ветвью власти, а не ширмой, как сейчас.
— Вполне очевидно, что нынешняя политика правительства, Нацбанка и в совокупности того, что называют властью, себя исчерпала, она тупиковая, — продолжает Петр Своик. — Один только факт, что все зациклено на вопросе, будет или не будет девальвации, тоже очень показательный.
На самом деле правительство уже ничего не может. Оно там бодрится, разговаривает о дедолларизации, о второй пятилетке индустриально-инновационного развития. На самом деле совершенно очевидно, что все топчется на месте, прогресса нет.
Обновлять надо систему власти. Дело не в том, что заканчивается нынешняя экспортно-сырьевая и внешне инвестиционная заемная парадигма. Еще большую роль играет то, что наступает эра евразийской интеграции. Она еще только начинается, она еще вся кривая, непонятная, невнятная. Главные принципы, для чего она проводится, не сформулированы. Но это то, что неотменяемо, и то, что будет определять будущее Казахстана до 2050 года. И место Казахстана в этой новой системе будет зависеть от того, сможет ли нынешняя национальная государственность приобрести элементы парламентаризации, что укрепило бы ее и дало бы возможность более эффективно и более полезно для себя участвовать в евразийской интеграции.
Или же мы зайдем под Москву и будем эксплуатироваться все оставшееся до 2050 года время Россией, которая тоже не слишком склонна к парламентаризму, но сильно близка к авторитаризму. Потому что одним местным начальником управлять и использовать его гораздо проще, чем парламентскую систему.
Вероятность проведения досрочных выборов в парламент прокомментировал и известный политолог Айдос Сарым:
— Нынешние президентские выборы впервые в истории проходят, если не считать 90-й год, в условиях полного отсутствия давления — как внешнего, так и внутреннего. Если выборы будут в конце года, непонятно, какая ситуация сложится к тому времени. Опять же надо поддерживать действующий курс тенге. Мы говорим о том, что девальвация, мягкая или резкая, скорее всего, будет.
Возможно, поэтому хотят сначала провести парламентские выборы, а потом уже заниматься тенге.
Политика — вещь достаточно циничная. Партии, конечно, учитывают и свои возможности, и свой потенциал. Сейчас самое удобное для этого время: лето, нет особого напряжения, более или менее понятная геополитическая ситуация и т. д.
Безусловно, реальная демократизация, появление новых политических сил, реальная дискуссия в парламенте просто необходимы. Это обеспечит и лучшую работу госорганов, повысит качество принимаемых решений и снизит апатию и депрессию, которые есть в обществе. То есть плюсов значительно больше на самом деле.
Но если речь идет о том, что партии хотят сохранить действующий статус-кво, чтобы 3 партии также заняли места в парламенте, и делать все то, чем они раньше занимались, то это все не имеет ровно никакого смысла. Если речь идет о том, что одновременно с этим начнется работа по либерализации нашего выборного законодательства, регистрации политических партий, а власть даст возможность зарегистрироваться новым оппозиционным партиям, тогда выборы будут конкурентными. Они будут отвечать требованиям и ожиданиям общества и способствовать росту политического плюрализма.