Когда Черчиллю во время Второй мировой войны предложили сократить финансирование музеев ради армии, он ответил вопросом: «И ради чего же тогда эта армия будет сражаться?» Культура важна в любое время, и чем сложнее это время — тем важнее культура. Об этом говорит бард Александр Чумаченко, который точно может рассказать, чем отличаются Имангали Тасмагамбетов и Ахметжан Есимов.
— Я выросла в семье, в которой все гости моих родителей пели. Для меня многие барды – Окуджава, Визбор – были естественны и понятны. А в 2000-е я была на фестивале бардовской песни недалеко от Алматы и убежала оттуда в ужасе. Это была хаотичная толпа пьяных исполнителей. Я решила, что бардовская песня в Алматы, в Казахстане закончилась. А как обстоят дела на самом деле?
— Я не могу говорить за весь Казахстан. Сейчас проводятся фестивали почти во всех областных центрах страны. Сейчас всплеск интереса к бардовской песне. Доказательством тому служит то, что на канале «Білім» была передача «Золотая середина», где обратились к термину «бард». Передача была в записи 2 часа 40 минут. Осталось 30 минут, потому что все спорили о термине «бард». Мы об этом не будем. Потому что бардовская песня может быть разнообразной. Любое явление, а бардовская песня – это явление, в своем течении испытывает всплески и спады. В начале 2000-х, это было тяжелое время, фестиваль «Лиловый ветер» доживал свои последние дни. Потому что все поперлись туда — отдыхать на Или. Лезли на эту сцену с бутылками. Я участвовал в фестивале, и
мы только и занимались тем, что отбивались от тех, кто пьяный с бутылками и гитарами, своими и чужими, лез на сцену.
Поэтому о творчестве говорить трудно. Было время, когда о бардовской песни не было ни слуху ни духу.
— Полное затишье.
— Барды были просто в шоке от такой наглой, циничной вседозволенности. Как писал Высоцкий: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?» Ситуация изменилась, когда Тасмагамбетов стал акимом города. Он — человек очень культурный. И даже участвовал в слете в ущелье Кім—Асар. Человек очень интеллигентный. Сам играл на гитаре. И тогда началось это движение вперед. А сегодня — просто всплеск. Каждую неделю бывает два мероприятия бардовской песни.
— Люди, которые интересуются, помнят бардовскую песню, где могут найти информацию по мероприятиям? Это радио, соцсети или ничего нет?
— Знаете, я убедился, что реклама на столбах или официальная реклама практически не работает. Люди проходят мимо. Есть театр авторской песни «Вигус». Долгое время реклама о нем была везде, даже в троллейбусах. Но зрителей от этого больше не стало. Зритель пришел тогда, когда театр стал усиленно работать. На последнем концерте, посвященном дню рождения Высоцкого, я не был, потому что был приглашен на празднование его дня рождения в Новосибирск. Я был поражен, насколько творчество Высоцкого захватило, не скажу за всю Россию, но приближенные к нам города: Омск, Курган, Челябинск, Новосибирск. Ребята просто заряжены этой энергией.
— А бардовская песня молодеет? Или поют те, кто пел 10-20 лет назад?
— Я провожу концерты раз в месяц или полтора. Эти концерты – сплошной свободный микрофон. Ребята приходят и поют, что хотят. Стало больше молодежи, которая хочет петь. Это прекрасно. Людям надоела попса, надоело графоманство. Люди хотят настоящей поэзии, настоящей теплой песни. Главное отличие бардовской песни – это доверительная интонация. Если она есть, то песня состоялась.
— Насколько я знаю, бардовская песня не только о душевных переживаниях, она не стояла в стороне и от изменений в обществе. Что-то изменилось?
— Мы живем в Казахстане, где мирно и стабильно. Такая стабильность привела к некой сонности политической жизни. В бардовской песне есть целое направление – Башлачев, Ким, Высоцкий, конечно, — они очень сильно откликались на политические изменения. Мы, барды, часть народа. И мы не знаем, как реагировать на изменения в обществе, к чему призывать, куда вести. И мне кажется, лучшее, что может сделать бардовская песня, – напоминать о человеческих качествах, о любви к женщине, к родине, о стремлении к новому. Бардовская песня – это свобода. Мы ни перед кем не отчитываемся, о чем будем петь. И слава богу! Я был в Ассамблее народа Казахстана. Мне сказали, чтобы я составил список тех, кто будет в зале, и что я буду петь. Этот список пойдет на утверждение. Я сказал: «Ребята, спасибо!» Бардовская песня – это свобода самовыражения. Если она в политику не идет, значит, так нужно. Сейчас для Казахстана важна не политика, важно вывести народ к простым ценностям. Посмотрите, что происходит на улице. Мат на мате. Грязь в отношениях. Люди все угрюмые. Все идут угрюмые. Мы что, плохо живем? Нет. Живем хорошо. У нас нет свободы? Свободы хватает. Сытые, успешные, развивающиеся люди забыли, что просто жить на свете – это счастье. У нас нет войны. Мы все проблемы – национальные, социальные, экономические — решаем мирно. И в этом смысле бардовская песня – это смазка. Она не позволяет какой-то группе людей качать права.
— У нас будут выборы. Вы, как бард, как гражданин, как к этому относитесь?
— Выбор – это прекрасно. У человека всегда должен быть выбор. Я надеюсь, они пройдут нормально. И народ выберет того президента, которого он хочет выбрать. Я не хочу апеллировать ни за существующего президента, ни за его оппонентов. Слава богу, наш народ не оскудел ни умами, ни талантами, ни знаниями. Мир открыт. Казахстан – единственная страна в СНГ, гражданин которой может получить 5-летнюю визу в Америку, естественно, доказав свою лояльность. Сейчас очень хорошее время. У нас есть экономические проблемы. Но когда их не было? Проблема – стимул к совершенствованию.
— Слушаю, вас и думаю: почему у нас мало такой песни?
— Вы глубоко заблуждаетесь, такой песни сейчас много. Другое дело — что о нас мало знают. Хорошо бы, чтобы кто-нибудь из руководства хоть как-то к нам заглядывал.
— А вы их приглашали?
— Мы приглашаем всех. У меня в Faceboоk есть управление культуры. Перед концертами я делаю рассылку всем своим друзьям. Но их как-то нет. Кстати, журналистов тоже нет. Они тоже получают информацию. Нас не жалуют ни журналисты, ни те, кто должен следить за этим по своему статусу. Бардовская песня развивается сама по себе. А бардовская песня – это пульс самой развитой, самой интеллигентной части народа. К бардовской песне не так-то просто пробиться. Здесь нужна совершенная естественность. Если перед исполнителем аудитория 2 человека, он еще споет. А если 40-50 человек — он впадает в ступор. Мы все – непрофессионалы. Нас не учили актерскому мастерству. В основном барды живут бедно. И здесь поддержка была бы нелишней, с точки зрения аренды залов.
— Я смотрю, вы проводите много фестивалей, как вы называете, вокальных. В Астане такой концерт проходит каждый год. Вас поддерживает аким города.
— Имангали Тасмагамбетов поддерживает нас сам. Наш аким, к сожалению, не поддерживает бардовское движение. Это плохо. Должна быть общая культурная стратегия. И в ней должна быть бардовская песня. Неважно, какой аким. Уйдет Есимов – придет другой. Но если в стратегию не вписана поддержка бардовской песни, то положение не изменится. А на периферии даже лучше, чем в Алматы. Прекрасные фестивали проводятся в Шымкенте. Там есть великолепные ребята. В Атырау хорошие фестивали. В Караганде есть клуб «Марианна», проводит концерты и фестивали. В Усть-Каменогорске, в Петропавловске… В Челябинске и Барнауле наши ребята выступали, стали лауреатами. А здесь пока нет всеказахстанского фестиваля.
— А может, вам личные приглашения разослать руководству города, и они придут? Поймут, что такое дело нельзя оставить без поддержки.
— Скоро будет слет, посвященный основателям старейшего классического клуба бардовской песни «Тоника». Ему исполнилось 36 лет. И посвящен его основателю Феликсу Портному. Вот его книга. Он сам рано ушел из жизни. Мероприятие будет на турбазе «Алатау» в эти выходные. Это «сливки» бардовского движения, сосредоточенные в клубе «Тоника». Я зачитаю несколько строк из этой книги:
Пусть друзья в вашем доме – да.
Пусть любовь в вашем доме – всегда.
Пусть тепло в вашем доме – да.
Смех и искренность – да, да.
Но судьба, но беда – никогда.
Не живи уныло, не жалей, что было.
Не гадай, что будет.
Береги, что есть.
Феликс Портной
— Надеюсь, такие песни услышит еще больше людей.
— А я надеюсь, что следующая передача на ¾ будет наполнена песнями и только на ¼ разговорами.