19 лет Казахстан ждет момента, когда вступит во Всемирную торговую организацию. Именно столько времени заявка нашей страны на вступление в ВТО находится на рассмотрении. Для примера, Кыргызстан был допущен в ВТО всего через 2 года 4 месяца после подачи заявки. Почему же в случае с Казахстаном все оказалось так сложно?
Самое важное в ВТО — то, что решения и правила организации должны беспрекословно выполняться ее членами. Из 15 постсоветских независимых стран пока только Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан не состоят в ВТО. Но это может измениться — в течение этого года свой положительный ответ может дать 9-я по величине страна мира, вторая крупнейшая республика СНГ и страна с самой сильной на данный момент экономикой в Центральной Азии — Казахстан.
Оснований для вхождения Казахстана в ВТО более чем достаточно. Политолог Джон Дэли, старший научный сотрудник Института Центральной Азии и Кавказа Школы передовых международных исследований Университета Джона Хопкинса, пишет:
«…Когда СССР развалился в 1991 г., Казахстан унаследовал четвертый в мире по величине парк ядерного вооружения — после России, США и Украины. Вместе с этим Казахстан унаследовал советскую экономику с жестким подчинением политическому центру и упором на развитие в первую очередь средств обороны и нападения. Правительство Казахстана отказалось от ядерного оружия и к апрелю 1995 г. под бурные аплодисменты международного сообщества передало их России. Попытки народа Казахстана отойти от экономики, управляемой из единого центра, и установить у себя свободный рынок, интегрированный в мировую экономику, были не менее впечатляющими и заслуживают большого внимания и поощрения. Членство в ВТО станет последним и решающим элементом оформления короны…»
Кстати, заявка Казахстана на членство в ВТО была подана 29 января 1996 г. — менее чем через пять лет после обретения полной независимости. 6 февраля 1996 г. была учреждена рабочая секция ВТО по приему Казахстана. С тех пор прошло 19 лет. В ВТО вступили:
Казахстан вместе с Беларусью и Узбекистаном остается «наблюдающим правительством», если переводить дословно этот уважительный термин. Из всех постсоветских стран единственным не выказал интереса к членству в ВТО Туркменистан. Любопытно, что заявка Казахстана рассматривается 19 лет, в то время как Кыргызстан был включен в ВТО спустя 2 года и 4 месяца после подачи заявки.
Казахстан богат полезными ископаемыми, включая нефть, газ и руды. Обладая серьезным геополитическим пространством, Казахстан является важным стратегическим входом в Центральную Азию: страна граничит с двумя региональными титанами — Россией и Китаем.
Казахстан был бы рад возможностям, предусмотренным членством в ВТО, так как недавние события в области нефти и газа вызвали значительные экономические трудности. Об этом говорил министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов, подчеркнувший в одном из выступлений, что к Казахстану будут применимы такие же правила и регулирующие положения в области торговли, что и между другими странами, и что членство в ВТО было бы одним из показателей роста, к которому республика постоянно стремится.
Как выясняется, рабочая секция ВТО, занимающаяся рассмотрением заявки Казахстана на вступление, состоит из представителей 39 стран — участниц ВТО и 28 стран ЕС, которые выступают в качестве единого органа. Казахстан подписал протоколы о двусторонней торговле с 30 членами ВТО, включая США и ЕС, и к концу 2011 г. завершил двусторонние переговоры со всеми членами рабочей секции.
Чтобы стать членом ВТО, государство должно сократить некоторые тарифы и реформировать свои законы с тем, чтобы гарантировать права участников экспорта и импорта по правилам ВТО.
27 февраля 1999 г. президент Н. А. Назарбаев сказал,что
республика хотела бы присоединиться к ВТО, для этого надо открыть границы и создать условия для заполнения внутреннего рынка западным товаром.
Он подчеркнул, что Казахстану придется сделать это, невзирая на намерение самой республики развивать свою промышленность. Западный товар достаточно дешево зайдет на рынок Казахстана и остановит местные предприятия. Глава государства также заметил, что полное согласие на открытие границ и на то, что любой, кто захочет, сможет ввозить свой товар в Казахстан, грозит безработицей и закрытием отечественных предприятий.
С тех пор многие члены ВТО отметили и приветствовали прогресс Казахстана в деле рассмотрения его заявки. Но также сильны позиции сторон, которые «озабочены, и очень серьезно, тем, что нет подвижек в области тарифной политики, правил и положений по санитарии и фитосанитарии, а также некоторыми вопросами инвестиционной политики в области торговли, включая торговлю, проводимую предприятиями, находящимися во владении государства».
Еще одним препятствием скорейшему принятию республики в ВТО является приверженность Казахстана членству в Таможенном союзе, который Казахстан создал в 2010 г. вместе с Россией и Беларусью и который позже развился в Евразийский экономический союз.
Таможенный союз вызвал увеличение некоторых тарифов, сопряженных с торговой деятельностью, и возникновение локальных споров, в рамках которых республике потребовалось провести новые переговоры с участниками ВТО. В июне 2010 г. шеф внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон недвусмысленно предупредила членов Таможенного союза, что
участие в ТС может стать причиной появления препятствий «против участия Астаны, Минска и Москвы в ВТО».
Ярким примером слов г-жи Эштон стала публикация в газете Washington Post от 29 сентября 2013 г., в которой говорилось, что «руководимый Москвой Таможенный союз… может стать соперником ЕС и способом реализации амбиций г-на Путина, желающего создать нечто, похожее на СССР».
На фоне украинского кризиса возникли некоторые дискуссии среди членов рабочей секции ВТО. Однако США, Россия, Китай и ЕС поддерживают Казахстан в его заявке на членство в ВТО.
«…Тем не менее столь длительная отсрочка влияет не только на Казахстан. Он расположен в самом центре континента Евразия и может стать транзитным центром в направлениях запад — восток и север — юг… Казахстан вложил миллиарды долларов в развитие железных и автодорог, чтобы создать Евразийский транспортный хаб, от которого только выигрывают Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан…» — будут ли услышаны слова доктора Дэли критиками Казахстана в ВТО — открытый вопрос.