Грустно признавать, но празднование Дня Победы — отчасти формальность. А за этим выстраданным событием стоят конкретные люди, которых все меньше и меньше. Какой праздник им нужен на самом деле? Об этом интервью с руководителем социально-благотворительного проекта «Жеңіс» Русланом Жемковым.
— Скоро май, точнее 9 Мая. 70 лет Победе в Великой Отечественной войне. Мне сложно говорить по этой теме. В последнее время замечаю, что этот праздник превратился в патриотическое 8 Марта. Прошу прощения, если кого-то обижу. По сути один день в году — женщинам, один день выделяем ветеранам. Недавно я узнал, что стартовала благотворительная акция, способная изменить подход к благотворительности для ветеранов. Руслан, я знаю, что вы проверили, сколько в стране ветеранов. Что сегодня действительно нужно ветеранам? Так как я знаю, что сегодня благотворительность по отношению к ветеранам формальна.
— Начнем с того, что вы правильно подметили: все мероприятия в отношении ветеранов инициируются к 9 Мая. Цель проекта «Жеңіс» — оказать системную регулярную поддержку. Чтобы люди помнили и чествовали, помогали живущим ветеранам каждый день. В рамках проекта у нас был подпроект «Карта нужд». Мы собрали всю необходимую информацию. Она есть в управлениях социальной занятости, есть в акиматах, в Министерстве здравоохранения. Мы совместно с Республиканским объединением ветеранов зашли к каждому ветерану, спросили о нуждах и их ощущениях на сегодня. И поняли, что ветераны не столько нуждаются в финансовой помощи, сколько во внимании. С точки зрения материальной помощи, она не такая дорогостоящая. Они просто хотят, чтобы их вспоминали регулярно и заботились. Мы сформировали карту материальных нужд – ремонт жилья, медицинская помощь. Разбили все это по категориям, чтобы простой гражданин мог сориентироваться, какую помощь он хочет оказать. То есть
вы заходите на наш сайт zhenis.kz и смотрите, что 35 ветеранов нуждаются в инвалидных колясках. Выбираете способ пожертвования. Эти деньги идут на покупку 35 колясок. Так же с ремонтом жилья.
Мы стараемся, чтобы информация была прозрачной. Показываем, как расходуются эти деньги. Все это в режиме онлайн. Плюс подключаем попечительские советы при организациях ветеранов, чтобы это все контролировалось. Поэтому однозначного ответа на ваш вопрос, в чем конкретно они нуждаются, нет. Им нужно внимание.
— Конечно внимание. Мне кажется, самой лучшей заботой будет организовать вечер, где они просто соберутся и пообщаются. Концерт им приготовить. А то слишком формально – дарят ветеранам яблоки, а у них уже и зубов нет.
— Концерты – это хорошо. Но сами ветераны устают от массового скопления людей. Средний возраст ныне живущих в стране ветеранов – 92 года. Когда мы говорим про ветеранов, которым 88 лет, 92-летние о таких говорят: «Они молодежь – они смогут».
— Заходит человек на ваш сайт в раздел «Помощь». У него нет возможности пожертвовать деньги, но он может, что называется, оплатить натурой.
— Стать волонтером.
— Да. Как могут помочь люди, у которых нет денег, но есть желание, студенты, например?
— Очень просто. Мы — открытый благотворительный проект, который собирает идеи, предложения, готовит из этого спецпроекты, акции. Просто напишите нам на сайте – мы это учтем и где-то применим. Сейчас у нас идет акция «Линия жизни». Раздаются мобильные устройства с тревожной кнопкой. Многие захотели к этому присоединиться. Они оформляют анкету, мы собираем информацию о человеке, состыковываем с органами социальной занятости, с советом ветеранов города или района и вместе помогаем.
— Еще задачей вашего проекта является пропаганда памяти о ветеранах среди молодежи. Насколько это сложно? Как ни политизируй, а поколение уходит. В сознательную жизнь входят те, для кого ветераны уже не деды, а прапрадеды. Память запыляется. Что конкретно нужно сделать, чтобы это не было очередным уроком истории? Преподает учитель за маленькие деньги, который пришел сюда не по своей воле, наверное. И он так сухо зачитывает, что 22 июня началась война. И школьнику это западет в душу?
— Хороший сложный вопрос. У меня нет на него однозначного ответа. Я могу сказать, что мы делаем в рамках этого проекта с целью преодолеть названные барьеры. Чтобы молодежь воспринимала информацию, она должна подаваться в удобной для нее форме: через интернет, через мобильные устройства, в форме инфографики. Короткие ролики, которые могут передаваться по WhatsApp, YouTube, в соцсетях. Мы задействовали все эти инструменты. Есть официальные СМИ, которые пропагандируют, рекламируют, помогают нам продвигать идею проекта. Есть СМИ, которые стали нашими информационными партнерами. Мы задействовали основные соцсети — Facebook, «ВКонтакте», распространяем через них короткие ролики. Если сравнивать с коммерческими брендами, которые ведутся на платной основе, и гонятся за количеством постов и комментов, то здесь результат очень высокий.
— Что-то искреннее всегда найдет себе дорогу, в отличие от рекламы, которую сразу видно.
— Здесь даже вопрос не в искренности, а в формате подачи. Мы делаем это легко и непринужденно. Говорим на языке молодежи. Недавно был опрос в одном популярном онлайн-издании. Блок вопросов на знание фактов о Великой Отечественной войне. Откровенно — результат печальный.
— А какие там были вопросы?
— Что такое гимнастерка? Назовите героев? Поколение Z — родившиеся до 2000 года и миллениалы – после 2000 года, не знают об этом. Печально смотреть. Складывается впечатление, что они даже фильмы советские не смотрели. Мы сейчас стараемся подать материал в их манере. Молодежь комментирует, вовлекается. Мы создали серию инфографики – интересные факты о войне, о медалях. Попросили известных людей в Казахстане, звезд, лидеров мнений поддержать наш проект. Они сразу выстроились в очередь.
— Это ваш проект «Письма с фронта»? Я знаю, такое пытались сделать и в России. Насколько этот проект будет успешным?
— Проект уже успешен, потому что активно обсуждается в соцсетях. СМИ уже пытаются вырвать у нас эти ролики – взять эксклюзив, право показа первыми. Звезды читают «Письма с фронта».
Мы подбираем такие письма, которые читать с железной мимикой просто невозможно. Звезды читают, проникаются и плачут. Солдаты в письмах пишут, что скоро вернутся, передавайте привет родственникам и соседям. А потом через 2 дня солдат погибает в бою.
Когда смотришь это видео, где звезды читают и плачут, то сам проникаешься этими чувствами. Постаралась креативная команда. Они анимировали картинки. Это не просто сухой и драматичный проект, это настоящий PR. Можно подавать на фестивали эти ролики.
— Зрители должны обязательно посмотреть этот проект. Сложно представить, не увидев. Опять хочу сказать, что ветераны уходят. Через 5-10 лет их не останется или останутся единицы. Как вы себе представляете празднование 9 Мая? Мне кажется, этот праздник нужно преобразовывать в день памяти и уважения к старшему поколению – к нашим старикам, потому что не только ветераны, но и они прожили сложную жизнь.
— По статистике, каждый месяц нас покидает много ветеранов. На 1 января их было 5 083 человека. На 1 марта их было 4 781. В рамках проекта мы говорим о ветеранах ВОВ. Но есть еще и приравненные к ним. Категории, которые нужно поддерживать: жены ветеранов, узники лагерей.
— Старость мало кого радует.
— И таких приравненных в Казахстане порядка 200 тысяч. Нам есть о ком заботиться. Вопрос в том: хотим ли мы о них заботиться, помним ли их? Мы как фонд «Евразийский Медиа-Форум» поддержали этот проект. И с удовольствием будем его координировать. Мы точно потратим средства по назначению, направим помощь людей в нужное русло. Мы не упустим ветеранов.
— Это и будет лучшей эмоциональной точкой в нашем разговоре. Нам действительно есть кому помогать. Пусть хотя бы последние годы жизни наших ветеранов будут максимально скрашены. Они прожили непростую жизнь. Своей жизнью все мы обязаны им.