Две страны, два политических события. Какие уроки из них должен извлечь для себя Казахстан? Об этом размышляют корреспонденты газет «Туркестан» и «Кала мен дала» Гульбигаш Омар и Думан Быкай.
«В политической жизни наших двух стран много схожего. Узбекистан в текущем году уже провел выборы двух ветвей власти, Казахстан готовится к внеочередным выборам президента страны, не за горами выборы парламента Казахстана… С момента обретения независимости Узбекистан провел четвертые президентские выборы. На протяжении 26 лет Ислам Каримов бразды правления держит в своих руках…
Активность участия в президентских выборах была выше, чем в некоторых демократических государствах. Не успело завершится голосование, как стало известно, что в выборах принял участие 91 процент избирателей. Сегодня население Узбекистана насчитывает около 31 миллиона человек. Из них более 20 миллионов имеют право голоса. Иначе говоря, 18 миллионов избирателей сделали свой выбор в пользу Каримова.
За выборами в Узбекистане наблюдали около 300 международных наблюдателей из 43 стран мира. Председатель исполкома СНГ Сергей Лебедев от имени 72 наблюдателей заявил, что выборы в Узбекистане прошли справедливо и в рамках действующего законодательства. По его словам, в этот день на избирательных участках наблюдалось «торжественное настроение, было много молодежи, выступали творческие коллективы, работали комнаты матери и ребенка».
А в ОБСЕ заявили, что в этой стране отсутствуют демократические стандарты, не соблюдаются права человека. Однако Каримов не обращает внимания на подобную критику.
Наряду с официальными выборами в Узбекистане во Всемирной сети было проведено «виртуальное голосование2. Такое давно существует в практике оппозиции, представители которой на протяжении последних двадцати лет находятся в изгнании за границей. Все одиннадцать виртуальных кандидатов – люди, не сумевшие пройти официальную регистрацию, не вошедшие по разным причинам в списки кандидатов на пост № 1. Однако огорчает, что и среди них мало личностей, которые пользуются уважением населения, популярны среди избирателей. Поэтому не- логично утверждать, что «виртуальное голосование» было справедливым. Удивительно, что «виртуальная избирательная комиссия» внесла в «виртуальный список» официальных кандидатов – Акмала Саидова, Хатамжона Кетмонова, Наримона Умарова, но наотрез отказалась допускать в «выборную гонку» действующего президента Ислама Каримова. Также в списке не оказалось возможных «наследников» Каримова: премьер-министра Шавката Мирзиеева, министра финансов Рустама Азимова, а также Гульнары Каримовой, которая, объявив о своих политических амбициях, попала в немилость.
Западные средства массовой информации наперегонки пишут, что Каримов с осени прошлого года держит дочь Гульнару под домашним арестом. Во Всемирной сети достаточно фотографий Гульнары, снятых в условиях домашнего ареста. Кроме того, немало слухов породило помещение им своего племянника Жамшида в психиатрическую клинику.
Хотя политические амбиции Гульнары не стали достоянием общественности, разоблачены экономические преступления, совершенные ею. Только недавно была распространена информация, что
Гульнара Каримова получила от компании сотовой связи один миллиард долларов.
Международная организация Центр исследования коррупционной и организованной преступности 21 марта опубликовал результаты журналистских расследований относительно преступлений Каримовой. В них открыто говорится, что Каримова через своих сообщников вымогала у российских и шведских компаний средства более одного миллиарда долларов. Эта только одна из граней ее «бизнеса» в сфере телекоммуникационной сферы. В будущем тщательной проверке будет подвергнут ее бизнес и в других отраслях экономики. Вообще, за последние три года в Европе в отношении дочери узбекского президента возбуждено более десяти уголовных дел. Сейчас в этот процесс включилась и Генеральная прокуратура Узбекистана.
42-летняя Гульнара Каримова уже полгода находится под домашним арестом, многие ее сообщники осуждены. Хотя причину родительского гнева логично искать в привлечении ее к международной уголовной ответственности, нельзя отрицать, что здесь играет роль и политическая конкуренция.
Сегодня в стране наблюдается подъем автопрома. Здесь производится 27 видов грузовых и легковых автомобилей, автобусов и минивэнов, 15 видов сельскохозяйственной техники. Благодаря этому годовой объем импорта сокращен на 4 миллиарда долларов.
Однако в последнее время кризис оказывает отрицательное воздействие на узбекскую экономику. Россияне резко сократили закупку узбекской техники. Падение цены на нефть и золото, сокращение заработка узбекских трудовых мигрантов станут большим испытанием для узбекской власти.
Сегодня вопрос членства Узбекистана в Таможенном союзе или Евразийском экономическом союзе стал поводом различных слухов. В декабре прошлого года президент России
Владимир Путин в ходе визита в Ташкент списал долг Узбекистана на сумму 860 миллионов долларов
и предложил создать зону свободной торговли между странами Таможенного союза и Узбекистаном. А Каримов то изъявляет желание вступить в этот союз, то категорично заявляет, что никогда не станет членом союза, похожего на СССР.
Однако скопление региональных проблем требует внести некоторую ясность в двоякую политику Узбекистана. Вывод войск НАТО из Афганистана может обострить ситуацию в регионе. Масштаб афганской угрозы может привести к активизации представителей Исламского государства. Поэтому в будущем Каримов вынужден уделить внимание усилению регионального партнерства. В своей предвыборной программе он сам особо подчеркнул роль партнерства с соседними странами.
Для Ислама Каримова, избранного еще на один президентский срок, предстоящий период не будет легким. Отмечается, что
примерно 4-6 миллионов граждан Узбекистана вынуждены трудиться за рубежом.
Из них около 2 миллионов узбекских мигрантов зарабатывают на хлеб насущный в России. Иначе говоря, одна треть трудоспособного населения Узбекистана находится за пределами страны. Экономические санкции, применяемые в отношении России, хоть и косвенно, но оказывают отрицательное влияние на социально-экономическое положение Узбекистана. Узбекские мигранты, находящиеся в России, переживают финансово-материальные трудности.
Если Каримов усидит в Оксарае до конца второго срока, ему исполнится 82 года. Поэтому
сегодня перед ним стоят две большие задачи: подготовить преемника, который будет управлять страной, обеспечить ему возможность мирным (наиболее демократичным) путем прийти к власти и оставить свое имя в узбекской истории добрыми делами».
Источник: Туркестан
«Украина. Через год. Какие уроки извлек Казахстан?» Недавно этот вопрос обсудили наиболее известные политологи и эксперты Казахстана. Лицом к лицу сошлись те, кто поддерживает Москву, и те, кто поддерживает Украину и не боится называть Россию агрессором. Конечно, сторонники Кремля пытались не показывать свои симпатии. Рустам Бурнашев сказал: «Украина — слабое государство». Политолог Марат Шибутов предрек: «Со временем Украина превратится в нищую страну. Будет беднее Молдовы. Доходы населения уменьшатся, что приведет к «майдану-3», «майдану-4».
Многие с нескрываемым раздражением слушали Амиржана Косанова, который за 4 минуты изложил свое мнение. Конечно, они пытались не показывать этого.
– Я думаю, еще рано делать какие-то заключения. Идет война. Политические события, которые некоторые страны переживают за 15-20 лет, Украина переживает в очень короткие сроки. Потом ситуацию там каждый оценивает по-своему. Европа оценивает события с точки зрения демократических норм. Другие живут рядом с Донбассом, то есть по соседству. Всем известно, о чем они говорят. По-своему оценивают события в Средней Азии и в далекой Америке. У нас нет специалистов, которые досконально знают ситуацию на Украине… Марату Шибутову нужно приводить цифры. Нужно учитывать:одно дело — развитие Украины в мирное время, другое дело — искать проблемы в украинской экономике, когда страна ведет борьбу за свою независимость и территориальную целостность.
Это не региональный кризис. Это столкновение цивилизаций. Одна цивилизация — устаревшая, не избавившаяся от имперских амбиций, до сих пор живущая в прошлом веке, считающая нарушение международного права ничего не стоящим пустяком. Имя ей – Кремль. А другая — подписавшая Будапештские соглашения 1994 года, соблюдающая требования международной безопасности, новая цивилизация ХХІ века.
Те, кто вырос в ауле знают, когда разбирают драку двух мальчиков, аксакалы спрашивают: «Кто начал драку?» Виновным считается мальчик, начавший драку. Значит, кто виноват в нынешнем украинском конфликте?
Вы, наверное, не думаете, что войну затеяла Украина? Они, что захватили соседние области России? Ответ вам известен.
Какие уроки из этого извлек Казахстан? Слова российских официальных лиц, вызвавшие злость казахстанцев (не буду говорить только казахов), открыли нам глаза на многие вещи. Несмотря на это, Министерство иностранных дел не привлекло к судебной ответственности ни Жириновского, ни Лимонова, заявлявших: «Отберем Северный Казахстан». Однако чем дальше в лес, тем больше дров. Каждое действие вызывает противодействие.
Сейчас казахская пресса пишет, что Омск, Томск, Тюмень, Новосибирск — исконные земли казахов.
То есть Кремль, планировавший через провокацию достичь своей цели, кажется, не заметил, как открыл ящик Пандоры.
По-моему, нужно совершенствовать систему международных гарантий. Нужно вновь переписать Будапештский меморандум. Иначе в Северном и Восточном Казахстане могут появиться вооруженные вежливые «зеленые человечки».
С каждым днем обостряется болезнь про-кремлевских телеканалов. Их лживая информация, провокации распространяются и в Казахстане. Господа Соловьев и Киселев давно превратились в провайдеров кремлевской пропаганды.
Не весь народ понимает, что происходит. Подобная информация завоевала, одурманила наше общество. Все ссылаются на примеры из российских новостей. А казахстанские информационные средства должны дать этому достойный ответ. Но нет реакции. Я не требую закрытия этих телеканалов. Однако каждый вечер слушаю не мнения известных казахстанских политологов Айдоса Сарыма и Расула Жумалы, а Киселева и Соловьева. Разве это правильно? Возможно, Кремль «зомбировал» Акорду.
В этом году мы вступили в Евразийский союз. В соглашении есть пункт об единой внешней политике. Одним словом, Казахстан вынужден проводить единую внешнюю политику с Кремлем, ставшим изгоем. 9 мая нынешнего года покажет кто есть кто. Возможно, приедет Меркель. Однако она приедет из-за того, что ей стыдно, что ту войну начали немцы. Возможно, и не приедет. А что должны делать мы?
За последние двадцать лет непрерывно меняются государственные секретари. Никто не отвечает за идеологию. Сегодня те, кто живет в Крыму, кто воюет на Донбассе и в Луганске, присягали на верность Конституции Украины. …По-моему, после выборов нам нужно переосмыслить и привести в определенный порядок такие понятия, как казахстанский патриотизм, мир.
Мой прогноз – в этой войне победит Украина. Я верю в заявление Меркель и Кэмерона: «Пока Крым не будет возвращен, санкции не будут отменены».
Возможно, на следующий год будут большие изменения. Подождем. Посмотрим, куда пойдет Кремль… На таком форуме неуместно говорить мнение против Евромайдана. Не было бы Януковича, не было бы и майдана…».
Источник: Кала мен дала