Несколько лет назад 15 апреля было предложено как альтернатива западному 14 февраля — эта дата связана с народным эпосом «Козы-Корпеш и Баян-сулу». Однако сейчас и у этого праздника появились критики: герои эпоса — самоубийцы, суть праздника — разврат! Запретить!
C удивлением прочитал, что композитор Жарылкасын Даулет призывает общество страны отказаться от пропаганды героев народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян-сулу» как символа чистой любви, а корреспондент интернет-газеты «Алаш айнасы» Дидар Бегалиев пытается доказать ненужность Дня влюбленных.
Впрочем, обо всем по порядку. С некоторых пор в Казахстане появился свой День влюбленных — 15 апреля. Но, по мнению композитора Жарылкасына Даулета, оказывается, этот день нельзя именовать именем Козы-Корпеша и Баян-сулу, ставших символами чистой любви. В чем же они провинились перед композитором? По его мнению, они не могут быть примером для молодежи:
— После того, как Кодар убивает Козы, Баян совершает самоубийство, и их хоронят в одной могиле. Для кого и для чего мы делаем примером человека, который совершает самоубийство? Таких героев нельзя рассматривать как символ любви.
Лично для меня стало новостью, что жизнь Баян-сулу закончилась именно так. Давайте обратимся к самой поэме. Итак, из книги «Қазақ эпосы» (1958, стр. 568-569), которая была напечатана в издательстве «Көркем әдебиет», узнаю, что и Козы, и Баян живы. Мало того, у них родился сын:
Баян қыз жаны тынды жарына еріп,
Ешкімге қарамайды бойына елеп.
Баласы туғаннан соң, үш күн өтіп
Қозыекең қойған екен атын Күліп.
Успокоилась душа Баян, встретившись с любимым,
Никого счастливая не замечает вокруг.
Когда родился сын, по прошествии трех дней
Козы дал ему имя Күлип – Смеющийся.
Эпос завершается тем, что герои возвращаются домой:
Ақ Баян ол Қозының сүйген досы,
Қозының ерлікпенен қылғаны осы.
Енді риза бол, жиылған жамағаттар,
Айтуынша Бисембай аяғы осы.
Белолицая Баян, любимая подруга Козы,
Вот весь рассказ о подвигах его.
Будьте довольны, слушатели мои,
Сказитель Бисембай завершает свой сказ…
Ни о каком суициде речи нет. Так почему же об этом говорит Жарылкасын Даулет? В предисловии к изданию известные исследователи казахской литературы Кажым Жумалиев и Малик Габдуллин (стр. 18) пишут, что эпос был широко распространен и имеет около 16 вариантов. Возможно, в каких-то вариантах история завершается гибелью влюбленных. Но это не повод для того, чтобы отказываться от этого красивейшего памятника народной литературной культуры.
В жизни не все истории заканчиваются радостно. Что же, теперь отказываться от всех подряд? Например, в художественном фильме «Кыз-Жибек» главная героиня фильма, узнав о смерти Тулегена, которого она ждала, уходит в воду реки Жайык по собственной воле.
Если следовать логике композитора Жарылкасына Даулета, надо запретить смотреть фильм «Кыз-Жибек»?!
Корреспондент интернет-газеты «Алаш айнасы» Дидар Бегалиев разнес в пух и прах День Валентина. По его мнению, «День Валентина – очаг разврата и распутства». Далее он продолжает: «…потому что девушка-казашка никогда первой не выражала свои чувства».
«Самая лучшая дорога та, которая позади». По-моему, сегодня некоторые излишне идеализируют прошлое, в том числе и Дидар Бегалиев. Наверное, это происходит не со зла, а от желания, чтобы все было хорошо сейчас. Поэтому такие, как он, ищут положительное в прошлом. Так незаметно происходит романтизация прошлой истории.
«Девушка-казашка никогда первой не выражала свои чувства» — так ли это на самом деле? Я знаю как минимум один пример из прошлого: одна из сестер хана Кенесары, увидев батыра и поэта Маделиходжу, сразу изъявила желание выйти за него замуж. Батыр принял ее предложение, и они поженились.
Думаю, если просмотреть историческую и другую литературу, то можно найти и другие примеры.
Бегалиев критикует День всех влюбленных и по другим причинам. «В этот день, — пишет он, — в ресторанах и гостиницах царит полный аншлаг. Неимоверно возрастает спрос на алкоголь. Подвыпившие особы в этот день не отличаются привередливостью. Ежегодно в стране производится около 300 тысяч абортов. Это только официальные данные. Кто даст гарантию, что это не последствия однодневной ложной любви!?»
Не смешно ли? Выходит, по утверждению Дидара Бегалиева, все 300 тысяч (подумайте — 300 000) абортов есть результат зачатия только одной ночи. Вот тут и напрашивается вопрос: а что, в другие праздники в ресторанах аншлага не бывает, например, на Новый год? У казахов есть такое выражение: «Тисе — терекке, тимесе – бұтаққа», что означает: «Не по дереву, так по веткам». Обычно таким образом дают оценку говорящему невпопад.
Бегалиев продолжает: «Как мы заметили, в этот день принято, чтобы молодые люди преподносили подарки своим избранницам. Даже женатые мужчины не обделяют своим вниманием женщин-коллег и подчиненных по работе… Читатель, наверное, понимает, чем оборачивается внимание шефа к молоденькой коллеге, зачастую подчиненной…» В общем, позиция Бегалиева ясна: никто просто так не радуется празднику, тем более, никто не хочет оказать внимание знакомым. У всех, и особенно у мужчин, на уме только злые умыслы. Какие? Оказывается, в День Валентина люди хотят только одно — прелюбодействовать.
В подтверждение своему мнению корреспондент интернет-газеты «Алаш айнасы» приводит цитату из Корана: «Не прелюбодействуйте. Это бесстыдство и плохой путь (суре «Исра», 32-аят)». Цитата, приведенная из Священной книги о прелюбодействе, правильная, но какая связь между этой цитатой и праздником Дня святого Валентина, Дидар Бегалиев не поясняет.
Здесь хочу вернуться к своей мысли, которую высказал выше: сегодня некоторые излишне идеализируют прошлое. Они готовы во всем обвинять сегодняшний день: мол, раньше все было хорошо, даже идеально. Но так ли было на самом деле? И как бы ни хотелось, это не так. Все знают о казахском своде законов «Жеті жарғы», который был принят еще при хане Тауке. Там написано:
«Если муж застает жену во время прелюбодеяния с любовником, то имеет право убить жену. Если дело доходит до рассмотрения судей, четверо свидетелей должны оправдать или заплатить выкуп за жизнь (Ж. О. Артықбаев. «Жеті жарғы» — мемлекет және құқық ескерткіші». Алматы, 2012. Стр. 107).
Это свидетельствует о том, что люди всегда были подвержены разного рода соблазнам.
Например, в книге ученого Ш. Тохтабаевой «Этикет казахов» («Дайк-Пресс», 2013, стр. 318) написано:
«В казахском обществе были нередки случаи, когда девушка, не будучи замужем, рожала ребенка (базардан әкелді). Такого ребенка любили, а женщина могла выйти замуж за вдовца или мужчину намного старше себя. Если же она была богатой, то выходила замуж за ровесника. Беременную девушку родители старались пристроить: отдавали ее замуж без калыма за вдовца либо второй женой за старика. Если не удавалось выдать ее замуж, то односельчане требовали обрезать ей косы, смазать лицо сажей и выставить на открытое всеобщее осуждение».
Бывало и так, что на прелюбодеяние шли вынужденно — такое происходило не от хорошей жизни. Ш. Тохтабаева пишет:
«Если бесплодным был мужчина, то его жена решалась родить детей от другого мужчины, лишь бы не быть бездетной. В связи с этим приведем пословицу: «Ойнас қыл да ұл тап» («Роди сына хоть от блуда»)». Бесплодный муж закрывал на это глаза, поскольку традиционное общество отрицательно относилось к бездетным мужчинам» (стр. 280).
Подобный случай описан Адольфом Янушкевичем, ссыльным польским революционером, который многие годы прожил в казахских степях. История, описанная им, заканчивается словами примирившегося со случившимся мужа к своей жене и ее любовнику:
«…Если мне назначено иметь еще потомков, одно условие: пусть это будут не дочери!» (А. Янушкевич. Дневники и письма. Международный клуб Абая, 2005, стр 67).
Зачем я привел эти примеры из истории? Не надо придумывать и приукрашивать прошлое, да и настоящее тоже. Это не значит, что в прошлом было только плохое. Хорошего было больше, об этом свидетельствуют воспевающие высокое чувство настоящей любви такие эпосы, как «Кобланды батыр», «Алпамыс батыр», «Ер Таргын», «Қамбар батыр», «Айман-Шолпан», «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш — Баян- сулу», сказки и легенды. На сегодняшний день об этом высоком чувстве написано много книг, сняты фильмы, поются песни.
Все идет своим чередом. Жизнь не стоит на одном месте: что-то устаревает и уходит в Лету, что-то появляется. Так устроен этот мир. Забываются только традиции, с течением времени на место старых приходят другие.
Быть ли Дню влюбленных или не быть? Люди со времен Адама и Евы влюблялись, влюбляются и будут влюбляться. Правда и то, что всем влюбленным нужны символы, на которые они хотели бы равняться. Поэтому им, молодым, решать: быть или не быть Дню Влюбленных, и кто будет символом этого праздника.