С 5 марта Казахстан ввел запрет на импорт нефтепродуктов из России. Казахстанская топливная ассоциация считает, что это приведет к дефициту топлива и скачку цен в нашей стране, пишет газета «Ак Жайык».
Казахстанская топливная ассоциация выступила против данного запрета.
– Как вам известно, 40% нефтепродуктов импортируется именно из России, – говорит юрист Казахстанской Топливной Ассоциации Жаксылык Жанкалов. – Как показывает практика прошлых лет, ограничение импорта вызывает дефицит нефтепродуктов в Казахстане. Особенно остро это ощущалось с июня по декабрь 2014 года. Хотя Ассоциация с марта 2014 года не раз писала, что ограничение импорта приведет к острому дефициту нефтепродуктов на территории Казахстана.
Казахстанская топливная ассоциация не видит смысла вводить ограничения, по следующим причинам.
Во-первых, основная причина для введения ограничений заключалась в том, что казахстанские производители нефтепродуктов не могли конкурировать с российскими. Однако в настоящее время, в связи с увеличением спроса, российские поставщики нефтепродуктов начали постепенно повышать оптовую стоимость нефтепродуктов, которая сравнялась с казахстанскими ценами на нефтепродукты.
Во-вторых, на сегодняшний день по Казахстану запасы Аи-92 составляют 354 000 тонн, производство на март запланировано в объеме 126 тысяч тонн, на апрель порядка 100 тысяч (в связи с остановкой шымкентского НПЗ). Итого 580 тысяч тонн. При ежемесячной потребности порядка 260 тысяч тонн на конец апреля остаток может составить 60 тысяч тонн. Для стабильной ситуации на рынке остаток должен быть не менее 250 тысяч тонн.
В-третьих, нет гарантии, что в апреле, после снятия ограничений на ввоз на российском рынке будут свободные объемы для Казахстана, и тогда высока вероятность повторения прошлогодней ситуации.
Кроме того, в марте начинаются сезонные сельскохозяйственные работы, и как отечественные, так и российские НПЗ первую очередь будут осуществлять отгрузку селу, что создаст определенный дефицит на рынке. Возможным последствием принятия решения об ограничении импорта бензина может быть дестабилизация рынка ГСМ виде дефицита нефтепродуктов, так как казахстанский рынок на 40% зависит от импортных поставок».
Владельцы АЗС в Атырау настроены также пессимистично.
– Нам невыгодно будет работать, т. к. оптовики поднимут цены, – говорит один из местных владельцев АЗС. – Сейчас они немного опустошат резервуары и создадут искусственный дефицит, соответственно оптовая цена будет расти. Тогда нам ничего не останется, как поднять розницу.