Движение за альтернативное образование в Казахстане зарождается в Алматы. Родители уже готовы отказаться от традиционного способа обучения своих чад.
В социальной сети Facebook в январе этого года появилось сообщество, где как раз-таки обсуждается возможность дистанционного образования. В этой закрытой группе состоит около 300 человек. Среди них Арман Баракаев, кандидат экономических наук. Его сыновья, младшему из которых 11, а старшему 13 лет, закончили всего два класса общеобразовательной школы. После заботливый родитель решил, что гранит науки лучше грызть не выходя из дома.
— В школе очень много предметов, дети с большими сумками с утра до вечера. Они практически кроме школы ничего и не видят. В школе вдалбливают знания без любви. А чтобы дело было хорошее, оно должно быть сделано с любовью. А так, силком заставляя детей учиться, видя, как они не хотят, — не всегда это бывает успешно, — рассказал телеканалу «Алматы» Арман Баракаев.
Сейчас дети Армана учатся дистанционно в одной из питерских школ. В России родители не так давно добились принятия поправок, позволяющих вести учебу на дому. Да и то, с условием, что знания ребенка будут регулярно проверять учителя одной из школ, с которой еще надо заключить договор. В Казахстане такие меры пока еще даже не обсуждались. Закон гласит – посещать общеобразовательное учреждение должны все, а учеба экстернатом или дистанционно возможна только для детей, которые физически не могут посещать занятия.
— Дистанционное школьное образование не предусмотрено. Оно опять предусмотрено только для тех детей, у которых ограниченные возможности. Вот это дистанционное на выбор любому родителю не дают. То есть нельзя написать заявление, приложить табель успеваемости, какую-то справку и сказать: «Я буду дистанционно учиться». Ну нет, нет, — отметил юрист Жангельды Сулейманов.
Свое желание оградить ребенка от посещения школы чаще всего такие родители объясняют низким качеством обучения, недостаточным вниманием к личности их отпрыска, неправильным графиком. Однако по словам педагогов, уже в старших классах ученику без профессионала не обойтись – программа становится все более насыщенной. Другой вопрос, который всегда возникает при обсуждении обучения на дому – это десоциализация ребенка. В таком случае, чтобы не растерять способность общаться со сверстниками, необходимы посещения секций и кружков. А вот за эмоциональное состояние «домашнего» ученика беспокоиться не стоит.
— Школа — это не единственное место, где формируются коммуникационные навыки. Есть секции по интересам, есть спортивные секции, кружки, занятия, интересующие ребенка. Поэтому эти контакты могут быть неограниченны. В обычном нашем образовании работает только левое полушарие, а правое в этот процесс не вовлекается. А ведь правое полушарие связано с долговременной памятью, оно контролирует базовые мощные эмоции, — сказала психолог Наталья Давыдовская.
Специалисты считают, что даже если в стране родителям законодательно разрешат выбирать, какой вид обучения подходит их детям, то он должен быть четко регламентирован. В первую очередь необходимо будет создать условия для домашней учебы – это отдельная комната с правильным освещением и необходимым инвентарем. Ну а самое главное, чтобы методы получения знаний, будь они традиционны или альтернативны, дали ему необходимый набор знаний.