Почему звезда Розы Рымбаевой не потускнела, несмотря на то, что сменилась целая эпоха? Об этом наш разговор с по-настоящему народной артисткой Казахстана.
— Наступила весна. Мужчины нашего канала стали советоваться, кого бы пригласить: чтобы и красивая, и талантливая, и известная. Все в один голос сказали – Роза Рымбаева.
— Спасибо вам большое!
— Я бы мог зачесть весь список заслуг этой великолепной и неподражаемой женщины, но это не вписывается в формат нашей передачи.
— Это не главное.
— Певица, педагог, профессор Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Необъятная амплитуда. О возрасте женщины не говорят, но вы начали петь…
— Ровно 40 лет назад.
— В 1974 году — первое признание вас как профессиональной певицы. Вы, когда выходили на сцену, еще нот не знали.
— Нет. Я выходила на сцену, будучи студенткой музыкального училища. Это были городской, областной конкурсы Семипалатинска – моего родного города.
— До сих пор вас почему-то не занесли в Книгу Гиннесса. А у вас есть одна чемпионская стезя — в 1977 году вы трижды были лауреатом Гран-при. Гран-при на конкурсе «С песней по жизни» в Советском Союзе, а это была огромная страна. Потом вы едете на «Золотой Орфей», потом Гран-при в Сопоте.
— Было такое бурное начало. В 1979 году я стала лауреатом конкурса в Стамбуле. Исполняла песню на турецком языке. В 1983 году я была на Кубе, в Гаване. Конкурс исполнителей кубинских авторов на испанском языке. Там получила Гран-при. Основные мои победы транслировались на всесоюзном телевидении. О них моя публика знает. До Кубы и Стамбула тогда телевидение не доходило.
— Вы видели информацию о вас в Википедии? Там все есть?
— Мою страничку ведут незнакомые люди. Они любят мое творчество и хотят давать обо мне информацию. Instagram ведет мой звукорежиссер Александр Лапин. Я сама не увлекаюсь интернетом.
— Удивляюсь, как на маленькой станции Жангизтобе…
— Я там только родилась.
— Там на вас снизошел божественный огонь, дар от Бога. Перед эфиром мы думали, как вас представить. Золотой голос Казахстана. А вы говорите — артист эстрады. Для вас звание певицы – высшее. Когда я беседовал с Бибигуль Тулегеновой, я не знал, как ее называть. Вокруг все звезды. Она говорит – певица. Вы второй человек, называющий себя певицей. Такое звание имеет большое значение?
— В сравнении с Бибигуль Ахметовной я не певица. Она выступает с симфоническим оркестром в оперном театре, без микрофона. Народ ее назвал Бұлбұл (Соловей). У нее в репертуаре есть такая песня. И она соответствует ей своим голосом и мастерством. А я пою в микрофон, с усилителями. Я – артист эстрады.
— Роза, я участвовал с вами не в одном концерте за 40 лет. Все звукооператоры говорят: «Рымбаева выходит – убавляйте звук».
— Просто я пела такие диапазонные песни – «Алия», «Цвети, Земля», «Любовь настала».
— За 40 лет каждый из нас приобретает жизненную мудрость, меняется душой, хотя фигура девичья.
— Слава богу! Мне повезло.
— Что вы делаете для этого?
— Ничего. Это гены. У меня родители такие. В семье Рымбаевых все такие.
— Было головокружение от первого Гран-при?
— Я даже не понимала тогда этого уровня. Для меня это было неважно. Я долго была ребенком на эстраде. Меня избаловал Таскын. Я выходила на сцену только петь и радоваться. А что я была звезда и нужно себя соответственно вести мне даже в голову не приходило. Я повзрослела, когда родила сына. Мне было 33 года. Я была народной артисткой. Природа меня изменила. С рождением ребенка становишься матерью не только своего ребенка, а всего мира. Меняется мировоззрение, мы становимся мудрыми.
— Таскын – ваш муж. Царствие ему Небесное!
— Твой друг, с которым вы проводили время.
— Мы учились вместе в музыкальном училище. Он старше меня. Потом он закончил Московскую консерваторию. У него был великолепный дирижерский аппарат. Абсолютный слух.
— Он выиграл конкурс среди всех студентов-дирижеров Москвы. А представьте, сколько их в Москве! И когда ему вручали диплом лауреата конкурса, там был председателем жюри дирижер Федосеев.
— Таскын был таким добрым человеком.
— Благородным.
— Если он не мог помочь, то всегда сочувствовал.
— Был искренним человеком. Преподавал в консерватории и должен был поехать в Москву в консерваторию, но отказался от дирижерской карьеры. Вместо него поехал Ринат Салаватов.
— Мы сблизились во время срочной службы. Я служил в ансамбле песни и пляски пограничных войск. Он тоже служил в ансамбле песни и пляски. Мы встречались на концерте. Он, баянист, овладел бас-гитарой. Талантливый человек талантлив во всем. Он показывал тебя, говорил: «Смотри, вон девчонка, огромный потенциал».
— Когда он учился в Москве, у него был свой вокально-инструментальный ансамбль из ребят-казахов. Их опекало наше посольство.
— Роза, так приятно, что ты в нашей маленькой передаче столько времени посвящаешь его памяти.
— А как же без него!
— А в детях ты его видишь?
— Али – копия отца. После окончания колледжа по классу фортепиано я очень хотела, чтобы он пошел на дирижерский. Потому что палочка отца и его дипломы – дома. Но он не захотел идти в классику. Пошел на эстрадный факультет в академию Жургенова.
— Это сейчас востребовано. Мы живем в другом мире. А ты хотела, чтобы его оркестр встречали в захолустье -лепили бы пельмени, варили бешбармак, чтобы услышать маэстро.
— А может, он потом поехал бы в Москву. Продолжил бы дело отца.
— Такие парни нам самим нужны.
— Когда-то его отца приглашали дирижером симфонического оркестра и приглашали в ансамбль «Гульдер». Тогда в его жизни появилась я, и он выбрал эстраду.
— В России есть Дима Маликов. Он и в классике, и на эстраде.
— Али говорит, что он прежде всего пианист. Сам пишет песни, сам исполняет. Пишет саундтреки к фильмам. Набирает опыт.
— Когда говорю про женщин активной жизненной позиции, вспоминаю про тебя. Ты всегда была комсомолкой, правильной. Могла любого пристыдить: «Девочки, курить нельзя! Комсомольцы не пьют водку».
— Я была строгой в поведении.
— Ты верила в светлое будущее?
— Ни в коем случае. Просто у меня было тогда много концертов и фестивалей по линии комсомола. Я была делегатом съездов. Дважды лауреатом премии Ленинского комсомола. В репертуаре были такие песни. Нас ставили в пример. И вообще это были мои принципы.
— Пусть сегодня кто-нибудь напишет «Алию» и споет ее так, как это сделала ты. Я этому человеку поклонюсь.
— Сейчас у каждого исполнителя есть своя визитная карточка.
— Кстати, я не сказал одну важную вещь. В СССР тоже были рейтинги. Алла Пугачева, София Ротару, Роза Рымбаева. 15 республик.
— Я была на 15 лет младше их.
— А они уже маститые состоявшиеся певицы.
— Они много работали. Стали выходить на международные конкурсы и прославились после 30 лет. А я — в 18 лет. Быстро прославилась и встала рядом с ними.
— У тебя в «Казахконцерте» руководителем был Сафар Бабаев.
— Наш друг.
— Он говорил, что Роза сразу попала в десятку.
— Да, я сразу попала на Всесоюзный фестиваль, потом «Золотой Орфей», потом «Сопот». И в 20 лет пела вместе с именитыми певицами, которые тоже вышли недавно, но были старше по возрасту.
— Наркотики не пробовала?
— Нет.
— В одном интервью ты говоришь: «Я – женщина правильного поведения».
— Я не интересна желтой прессе.
— Что за этим стоит?
— Сейчас столько журналистов, у которых нет культуры, обычной этики. Подходят и для скандальных материалов задают глупые вопросы. Я их сразу посылаю подальше: я не твой формат, с такими глупыми задачами иди к другим.
— «Я и великие». Пришла с журфака.
— Не только с журфака. Много случайных журналистов. Много журналов, которые пишут только сплетни.
— Алла Пугачева – умная женщина. Великая певица. У нее есть такая теория волн славы знаменитостей: слава рождается, развивается, спадает. Если артист пережил одну волну — он уже известный, если две волны – знаменитый, три – можно говорить о звездности. Пугачева знаменита уже 50 лет. Но она к своей «десятке» шла постепенно. Иосиф Кобзон — всегда в своей нише. Роза Рымбаева – в своей нише. А ты как-то оборачивалась назад? Где подъемы, где спады? На каких произведениях это было?
— Творчество все время на подъеме не может быть. Невозможно все время петь в угоду слушателю. Мои песни «Атамекен», «Күә бол» помнят больше, чем то, что я пою сейчас. А я же не стою на месте. Я ищу песню, которая впечатлит сегодняшнего слушателя. Но это не всегда им принимается. Потому что глубоко и сложно. Такому творчеству могут дать оценку мои коллеги-музыканты. Слушатели ждут простые душевные песни – «Жалқаубек», «Түркістан». А я хочу расти как музыкант.
— Недавно во Дворце Республики был концерт одной талантливой певицы. Ты вышла на сцену с корзиной цветов и сказала: «Я вижу, что ты все время работаешь». Ты от преподавания такая или сама, что говоришь – работайте, работайте?
— Если я вижу содержательность программы, значит, человек работает. Он не просто показывает голос, он дает смысл. Он – профессионал. А профессионал всегда работает. Он преодолевает ступени вверх.
— А тебе нравится преподавать?
— Это особый труд. Нужно найти общий язык со своим учеником, человека увлечь. В основном к нам приходят ребята, которые говорят, что они поют и звезды у себя в ауле.
— «Я завоюю весь Алматы».
— «Буду играть главные роли». А есть школа. Система Станиславского. И нужно начинать с нуля. И люди начинают думать: «Куда я попал? Чему они учат? Я же звезда!»
— И тебе нравится преподавать?
— Мне тяжело совмещать занятия и гастроли. Нужно или преподавать и добиваться желаемого результата, или гастролировать.
— Если казахстанцы услышат, что Роза Рымбаева прекращает гастрольную деятельность…
— Нет. Я больше гастролирую. Скоро пройдут мои концерты в России. В Волгограде, в Ростове-на-Дону, в Азове, в Москве. Приглашаю всех.
— Вот так. Роза Рымбаева будет гастролировать еще больше. Наша Роза – это бренд Казахстана. Спасибо вам, Роза!