Группа компаний «Бипэк авто» купила активы четырех убыточных дилерских центров «АвтоВАЗа»: Новосибирск-Лада» в Новосибирске, «Алтай-Лада» в Барнауле, «Омск-Лада» в Омске и «Кузбасс-Лада» в Новокузнецке. Сумма сделки не разглашается. «Большие деньги тишину любят», – сказал председатель совета директоров группы компаний «Бипек авто – Азия авто» Анатолий Балушкин на пресс-конференции в Усть-Каменогорске.
И все же он рассказал о некоторых интересных моментах сделки и о причинах ей предшествовавших: о непрофессиональном менеджменте, о попытках рейдерства, об уголовном деле на директора-вора Кулагина, о казахском бизнесе в России, о потенциальной выгоде и проблемах новоприобретений…
— Сейчас мы зашли в Россию. Физически продажи начались в конце февраля. Наши машины поступили в Новосибирск, Барнаул, Омск, Новокузнецк, Челябинск, сейчас выезжает группа в Курган, Тюмень, Магнитогорск, Кемерово, Томск, – сказал Анатолий Балушкин. — По договоренности с Бу Андерссоном (президент «АвтоВАЗа»), учредителем, со стороны России будет «АвтоВАЗ», а не «Лада-сервис». «Лада-сервис» — это 100% дочка «АвтоВАЗа», а мы бы хотели, чтобы у нас отношения были прямые.
Ситуация, по словам Балушкина, в Сибири сложилась следующая: непрофессиональные участники рынка понастроили огромные техцентры, показная роскошь не смогла выдержать груза долгов.
– Этот непрофессионал (бывший топ-менеджер «АвтоВАЗа» по маркетингу и продажам Артем Федосов 2010-2014гг ) очень интересно представлял себе, как надо насиловать авторынок, поэтому все и развалил. Находясь в дилерских отношениях при такой марже, зачем он взял на себя такие большие риски, я не понимаю. Я написал письмо в «АвтоВАЗ», где сказал, что при…у из детского мира давать такую игрушку в руки нельзя. Когда коммерческий директор по закупкам игрушек из «Детского мира» приходит на «АвтоВАЗ» – это беда.
– С Максимом Нагайцевым (бывший топ-менеджер «АвтоВАЗа» 2009 г.) вам лучше работалось?
– Этот пропил все. Бухал все восемь месяцев – сколько работал, столько из кабака не выходил. Закончилось все тем, что Сережа Астапов (экс-директор по продажам «АвтоВАЗа» 2006-2009гг) ему набил морду. А Федосов целых 4 года усиленно все разваливал… Здесь очень много вопросов. С 2007 года топ-менеджеры «АвтоВАЗа» неизвестно зачем построили техцентры, основательно так построили, с высокими потолками, что весьма избыточно, с точки зрения обогрева, неизвестно, зачем начали подписывать контракты, не получив партнеров…
– Что конкретно плохого сделал Федосов за 4 года?
– Достаточно взять статистику за 4 года его работы. Он взял на себя функцию импортера и начал всем дилерам давать автомобили на реализацию. Благодаря этому они с 30% скатились на 16% (доля на рынке, – ред.). Потом были такие «капризы»: мужику не нужны «Нивы» – ему их отгрузят штук 100, снимут с должности, понизят план и поставят своего человека. А туда, где «Нивы» нужны, туда везут другие машины. Дилеры, кто хотел, чтоб все шло нормально, должны были приезжать и отмечаться. Тогда они получали на реализацию под 5% свои машины.
– Будучи в хороших отношениях с Комаровым (президент «АвтоВАЗа» 2009- 2013 гг) что вы сделали…
– …я не дал этой группе зайти в Казахстан.
– Они на ваш бизнес покушались?
– Покушались.
– «Лада -сервис» – это политики и чиновники, а мы занимаемся бизнесом. Мы по окопам чаще лазаем.
– Не боитесь, что как только наладите бизнес, его у вас отберут?
– Меня часто спрашивают: «Что будет, если на вас «наедут» в Новосибирске?». Я говорю, что приеду разговаривать о том, что это такое, минимум с вице-премьером. У нас в Казахстане мы во многом обогнали Россию, с точки зрения антирейдерства. Я работаю и не собираюсь никому ничего дарить. Это совместное предприятие, подписанное президентами Казахстана и России, кто туда полезет? Самоубийца может быть полезет. Политический самоубийца.
– «Алтай-Лада» в Барнауле работала с огромными убытками. Компания за год потеряла 13% доли рынка. Зачем вам такое приобретение?
– В Барнауле мы уголовное дело заводим. Там директор, вообще, отличился в воровстве. Схема простая: имущество закладывается, кредит берется и не возвращается. Куда кредит делся – никто не знает. Вообще там вопрос стоял в том, чтобы обесценить здание и продать. Все уже договорились, уже готов был покупатель. На систему оборотных денег, которые дало им государство, они построили личный бизнес. Сейчас все, что находим, передаем службе безопасности.
– Вы с полным обременением взяли активы, со всеми долгами экс-директора Игоря Кулагина?
– Да, а как по-другому? Мы их собираемся отработать, учитывая объект, местоположение.
– Может, поэтому вам и отдали такие проблемные регионы?
– Может, они для кого-то проблемные, но мы считаем, что совершили очень удачную сделку. Мы купили старую станцию, которая за 5 лет погибла просто. Я не знаю, зачем это было сделано – это уже история. Но эти базы можно использовать очень хорошо как тыловые базы. Разгружать большое количество машин, обслуживать. А продавать будем в более современных центрах. Мы зашли на потенциально мощнейший рынок. Еще в августе 2014-го мы об этом даже не мечтали.
– Когда вы на свои машины поставите подушку безопасности и другие современные опции?
– А когда вы за нее сможете заплатить? Мы ориентируемся на доходы населения. Население у нас в стране в среднем получает 700 долларов. Надо ориентироваться на тех, кто будет у тебя покупать машину, нельзя завышенные требования под себя переносить на общество. Не готово наше общество к этому.
– А качество сервиса повышать планируете? Ваши клиенты жалуются, что у вас хронически плохое качество обслуживания.
– Каким бы ни было качество сервиса, оно никогда никого не удовлетворит. А тем более при современных средствах массовой информации с бесконечными PR-войнами. Если отталкиваться от цифр, то количество запчастей, которые мы продаем, по той цене, по которой мы продаем, говорит о том, что наши услуги растут и востребованы. Мы постоянно обучаем персонал – отправляем за границу, проводим различные тренинги. Но. Мы примерно посчитали, из 10 тысяч наших сотрудников примерно 10% — алкоголики. И с этим ничего не поделать.
Для справки:
Группа Компаний «Бипэк авто – Азия авто» — крупнейший холдинг на автомобильном рынке Казахстана, образованный в 1992 г. В состав группы входят казахстанский автосборочный завод АО «Азия авто», дистрибьюторские и дилерские компании, осуществляющие продажи и обслуживание автомобилей марок Lada, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ и Renault. Доля холдинга на казахстанском рынке легковых автомобилей превышает 53% (2014 г.).