Узбекистан вошел в завершающую фазу очередной предвыборной кампании. Напомним, что совсем недавно в стране прошли парламентские выборы и теперь предстоят президентские, которые, по понятным причинам, имеют гораздо больший интерес и значение. Абсолютно ожидаемо в очередной раз свою кандидатуру на предстоящий президентский срок выдвинул действующий глава государства 77-летний Ислам Каримов.
В том, что он одержит победу, мало кто сомневается. Но интересно то, что нынешняя предвыборная кампания больше обычного сопровождается достаточно занимательными слухами и домыслами.
В частности еще довольно свежа в памяти недавняя информация о серьезной болезни действующего президента. Причем, появилась она сразу после того как стало известно, что он выразил намерение баллотироваться на следующий президентский срок. И в самом деле вот уже четвертую неделю Ислам Абдуганиевич не появляется на публике. Его не видно ни в «новостях», ни в предвыборных сюжетах. Последнее его публичное выступление было 27 января. И с тех пор ни слуху, ни духу.
Вначале разговоры о болезни узбекского лидера произвели эффект разорвавшейся бомбы. Однако вскоре народная молва несколько стихла, но зато поднялась волна политической аналитики, нацеленная на прогнозирование возможного варианта событий в том случае, если информация о болезни подтвердится.
Итак, в стране полным ходом идет предвыборная кампания. Все зарегистрированные кандидаты в президенты проводят встречи с потенциальными избирателями, ездят в регионы, выступают по телевидению, на радио и в газетах, презентуют свои программы. Все, кроме самого главного кандидата.
Политологи называют эту ситуацию уникальной. Тем более по сравнению с предыдущей предвыборной кампанией, во время которой Ислам Каримов, встречаясь с населением, объехал практически все регионы страны. А дифирамбы ему пели не только все телеканалы и газеты, но и выступающие в них «соперники».
Следует отметить, что если Ислам Каримов действительно впал в кому, как об этом сообщали многие СМИ, то сделал он это не в первый раз. Сообщения о критическом состоянии его здоровья дважды появлялись в 2009 году и по одному разу в 2010 и 2013 годах. Информацию же о нынешнем состоянии президента Узбекистана найти невозможно. Однако в том случае,
если циркулирующие слухи окажутся правдой, эксперты не исключают попытки дестабилизации обстановки в стране.
Известный российский востоковед Евгений Сатановский в интервью одному из изданий назвал Узбекистан территорией возможной атаки, отметив чрезвычайно высокую опасность в стране и социального, и какого угодно взрыва. Исламистов, по мнению эксперта, в стране более чем достаточно. Если в предыдущий взрыв в Ферганской долине Исламу Каримову удалось победить боевиков, что стоило большой крови, то сегодня по прошествии многих лет ситуация значительно усугубилась.
И возможный удар по стабильности Узбекистана будет произведен с учетом того, что вопрос преемственности власти в этой стране абсолютно не решался.
В этом плане, по мнению эксперта, ситуация выбрана чрезвычайно точно по времени.
В свою очередь, по мнению нашего кыргызского коллеги Камчибека Алымбекова, единственная сторона, откуда стоит ожидать опасности — это Коканд и Маргелан, где, согласно сообщениям многих СМИ, антипрезидентские настроения, основанные и подогреваемые радикальным исламом, весьма сильны. Предстоящие президентские выборы вполне могут стать детонатором для радикально-экстремистского путча, в котором не последнее участие будут принимать такие организации, как Хизб-ут-Тахрир и ИДУ, членов которых на территории Узбекистана уже немало. И если слухи о болезни Каримова подтвердятся, это послужит дополнительным стимулом для атаки.
Между тем в условиях полного отсутствия какой-либо информации об Исламе Каримове сразу несколько узбекских телеканалов принялись активно раскручивать кандидата на высший государственный пост от Народно-Демократической партии Узбекистана Хатамжона Кетмонова, который озвучил свою предвыборную программу на партийном съезде. Выступление транслировалось неоднократно и в полном объеме. В своих комментариях узбекские журналисты отмечали уверенность, с которой держался перед телекамерами и однопартийцами кандидат, в результате чего народ принялся обсуждать его шансы на победу, кое-где называя Кетмонова преемником Каримова.
Тем временем
в Узбекистане приняты беспрецедентные меры безопасности.
По дорогам страны передвигается военная техника, которую власти категорически запрещают снимать на фото и видеоаппаратуру. Кроме того, сегодня в стране действует запрет на съемку мостов, автомобильных дорог, тоннелей, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, электростанций, аэропортов и других значимых объектов государственной инфраструктуры. Служба национальной безопасности Узбекистана объяснила это тем, что задержанные в стране члены террористической организации «Исламское государство» (ИГ) готовили ряд терактов, которые должны были быть осуществлены весной этого года.
Эксперты отмечают, что
независимо от того, останется Ислам Каримов у руля государства или его место займет кто-то другой, управлять Узбекистаном в предстоящий президентский период будет нелегко.
Близость Афганистана и происходящие в нем процессы, вызывающие тревогу не только в ОДКБ, но и в ШОС, растущий объем наркотрафика, а также борьба между крупными геополитическими игроками за Центральную Азию как за зону своих стратегических интересов создают угрозы как для Узбекистана, так и для всего региона в целом. Таким образом, по мнению аналитиков, Узбекистан оказался на пороге серьезных процессов, предсказать развитие которых сегодня практически невозможно.
Однако смена власти в стране рано или поздно неизбежна. И преемнику нынешнего президента нужно будет постараться превзойти своего предшественника в искусстве политического маневра. В противном случае Узбекистан не сможет противостоять экспорту нестабильности, в частности из Афганистана, в результате чего вполне можно ожидать всплеск исламистских и антиправительственных угроз, что однозначно отразится и на его соседях.