В Казахстане появилась новая профессия — «несун». Так пограничники назвали людей, готовых за небольшую плату перевезти из Китая в нашу республику товар на продажу. Местные бизнесмены таким образом ввозят в страну большие партии, уходя от налогов и таможенных сборов, передает «31 канал».
Схема, придуманная хитроумными предпринимателями, проста: найти безработного человека, которых в глубинке предостаточно, оплатить ему билет до границы с Китаем, выдать деньги и список нужных товаров. Вот, собственно, и все. Таким способом бизнесмены получают нужную продукцию без каких-либо таможенных сборов и иных затрат. А все благодаря соглашению между Поднебесной и Казахстаном, которое предусматривает возможность приобретения нашими гражданами до 50 килограммов товара народного потребления в одни руки на льготных условиях для личных нужд.
Олжас, житель пограничного с Китаем села:
— Работы нет, а они деньги дают, хоть за раз и немного — всего бывает по 500, по 1000 — но все равно спасибо. Приехал — отдал и деньги получил.
Прибыль для бизнеса очевидна, ведь официально, закупая товар для реализации, предприниматель обязан оформить визу, оплатить налог, да еще и таможенный сбор в 4 евро за килограмм. А затраты на «несунов» весьма скромны — каждый получает по 1000, а то и вовсе по 500 тенге. Так, был зафиксирован факт, когда предприниматель из Восточно-Казахстанской области нанял 50 «несунов», и они одновременно вывезли из Китая 50 телевизоров. Однако частое появление одних и тех же лиц на таможне насторожило пограничников Восточного Казахстана.
Нурлан Бижанов, заместитель прокурора ВКО:
— Отдельные категории наших граждан превратили это в предпринимательскую деятельность и провозили по 50 кг и больше груза, потом складировали и перепродавали. Мы эту практику прекратили. Если хотят для предпринимательской деятельности, есть облегченный способ провоза, уплаты таможенных пошлин, и люди могут заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законом.
В итоге большинству «несунов» доступ к китайским товарам закрыли. Однако многие из них уверены, что бизнесмены найдут другую лазейку. В эффективность запрета не верят и правозащитники, которые видят корень проблемы в безработице. Это главная беда депрессивных сел.
Сейчас правоохранительные и надзорные органы продумывают более действенные методы борьбы с «несунами». По данным исполнительных органов, в двух приграничных районах Восточно-Казахстанской области таким видом деятельности занимаются порядка двух тысяч человек.