В мировую валютную войну, о начале которой говорили на форуме в Давосе, вынужденно вступают все новые и новые страны. На фоне низких цен на нефть и кризиса в крупнейшей экономике региона — России, свои национальные валюты девальвируют соседние с РФ страны. Так, The Guardian прогнозирует кризис в 9 странах: Узбекистане, Армении, Грузии, Молдове, Украине, Таджикистане, Кыргызстане, Азербайджане, Литве. 21 февраля свою национальную валюту девальвировал Азербайджан — сразу на 33,5%. Теперь эксперты просчитывают, кто будет следующим.
Первым корректировку курса своей национальной валюты в Центральной Азии провел Казахстан. В феврале 2014 года в результате одномоментной девальвации тенге ослаб на 19%. Следующим стал Туркменистан: 2 января 2015 года Нацбанк страны объявил о проведении одномоментной девальвации местной валюты — маната на 18,6%. Главная интрига сегодня, где произойдет следующая девальвация: в Таджикистане, Узбекистане или Кыргызстане? Итак:
Таджикистан — рекордсмен по зависимости от денежных переводов из России. 42 % экономики страны состоит из финансовых отправлений своих граждан, работающих в РФ. Это официальные данные Всемирного банка. На деле объем средств, переправляемых мигрантами на родину, гораздо больше, утверждают эксперты. Теперь же из-за обесценивания рубля работа в РФ перестала быть привлекательной для таджиков, многие из них вернулись на родину. Главный финансовый регулятор страны уже делает осторожные «вбросы» о плюсах девальвации: «Девальвация, то есть снижение курса национальной валюты, всегда имеет две стороны. С одной стороны, она стимулирует внутреннее производство и экспорт, ограничивает импорт и тем самым улучшает внешнеторговый баланс, а также в некоторой мере увеличивает номинальные доходы бюджета и т.д». Кроме того, Нацбанк РТ допускает, что «по мере роста внутреннего производства импортозамещающих товаров, снижения воздействия внешних факторов на экономику, повышения доверия населения к национальной валюте и тем самым сокращения уровня долларизации, может быть рассмотрен переход к свободно плавающему режиму курсообразования».
При этом, в прошлом году курс сомони к доллару уже снизился на 14%. Исполнительный директор Ассоциации финансистов Казахстана Олжас Худайбергенов считает, что
Таджикистан может девальвировать валюту еще на 10-15% .
Центральный банк Узбекистана продолжит в 2015 году постепенную девальвацию национальной валюты-сум, чтобы поддержать экспортоориентированные производства, сообщает информагентство Фергана со ссылкой на пресс-службу ЦБ. Центробанк страны считает, что девальвация, производимая в рамках установленного коридора, поможет повысить конкурентоспособность узбекских экспортеров и обеспечить эффективность реального обменного курса национальной валюты. Подробности об упомянутом коридоре не сообщаются.
При этом отмечается, что на протяжении всех лет независимости Узбекистана курс доллара плавно и неуклонно растет. По данным Центробанка на 3 февраля, один доллар США стоит 2442.13 сума. Тем временем на «черном рынке» курс американской валюты 2 февраля превышал 4000 сумов. Олжас Худайбергенов вообще считает, что относительно валютной политики Узбекистана прогнозировать ничего невозможно: «У них валютная политика формально плавающая, а в реальности — совершенно непонятная».
Впрочем, по мнению финансиста-эксперта Ильяса Исаева,
сейчас Узбекистан не будет девальвировать свою валюту. В стране объявлены президентские выборы.
Ильяс Исаев также считает, что уже весной 2015 года девальвацию проведет Кыргызстан. Эксперт связывает свой прогноз с тем, что в мае соседняя страна вступит в Евразийский экономический союз. На сегодняшний день Национальный банк Кыргызстана осуществляет вялотекущую девальвацию. Как пишет Центральноазиатский портал на поддержку национальной валюты за первые 40 дней 2015 года было потрачено более $108 млн. Таким образом поддерживается уровень потребления населения. Так в статье говорится:
«Девальвация жизненно необходима экономике Киргизии для повышения конкурентоспособности отечественных товаров, реэкспорта и увеличения сумм переводов трудовых мигрантов из России и Казахстана».
Впрочем, по мнению другого эксперта — Олжаса Худайбергенова, вероятность одномоментной девальвации в Кыргызстане крайне мала: у них и так валюта обесценивается. В начале 2014 года под давлением девальвации тенге сом обесценился на 10-12%, а потом еще на 20%. При этом эксперт отмечает, практически все страны Центральной Азии ориентируются именно на казахстанский тенге. Особенно Кыргызстан.