Казахстан — светское государство. Религия отделена от государства. Однако создание в 2011 году Агентства по делам религии показало, что религиозная ситуация в стране требует регулирования со стороны властей.
Уже утекло немало воды с тех пор, как были осуждены лидеры суфистов. Но и теперь мы то и дело узнаем названия новых религиозных течений, таких как салафиты, такбиристы, нурцы, тарихатцы, зикирицы, сулейменисты, вахабисты, появляются новые секты и объединения — «Хизбут тахрир», «Таблиги», «Ахмади». Некоторые из них поклонение духам предков называют «ширк», то есть обвиняют в приписывании Аллаху товарищей (равных) или в поклонении чему-либо помимо Аллаха. Другие подвергают сомнению национальные традиции казахов. И вот эти многочисленные течения пытаются растащить казахов, чей религиозный иммунитет весьма низок, по своим религиозным «квартирам». И здесь, к сожалению, безмолвным остается Духовное управление мусульман Казахстана. В этой публикации мы постарались найти ответ на вопрос: какой ислам нужен Казахстану?
Недавно участвовала в мероприятии, посвященном годовщине со дня смерти родственника одного своего знакомого. И на этих поминках бывший имам Кызылординской области, религиовед Абдильда Ауезов, поведал о том, какой ислам нужен казахам. Абильда ага, рассказывая о том, что казахи имеют свой путь мусульманства, четко подчеркнул, что «быть мусульманином — не означает быть арабом». По его словам, уклад жизни арабов и казахов формировался в разных климатических условиях. Первые, стараясь спастись от палящего солнца, оборачивались чалмой, носили хиджаб. Возможно, такая форма одежды у арабов существовала даже до появления ислама. Поэтому не стоит навязывать казахам арабский образец одежды.
— У каждого народа имеется своя традиционная одежда. Согласно аятам Корана, Аллах создал нас разными по национальной принадлежности, также определил место нашего обитания и наделил нас национальной одеждой в соответствии с укладом жизни, который мы должны чтить. Национальная одежда арабов не является формой одежды всех мусульман, обязательной для представителей других наций, исповедующих ислам.
Женщины-казашки должны носить привлекательную национальную одежду, прикрывая интимные места. А мужчины должны одеваться в соответствии с ситуацией, но всегда опрятно, строго и скромно. Культовая одежда служителей мечети не является обязательной для всех мусульман. Нужно учитывать, что каждая работа предполагает свою форменную одежду, пригодную для выполнения профессиональных обязанностей, — сказал он.
Кроме того, он отметил, что нынешние действия некоторых религиозных фанатиков по отрицанию национальных традиций и ценностей, формировавшихся веками, нельзя воспринимать как действия добропорядочных мусульман.
А другая знакомая пожаловалась, что ее дочь попала под влияние какого-то непонятного религиозного течения.
– Дочь сильно болела. Медицина оказалась беспомощной перед ее недугом. И тут на беду «на помощь» ей пришел какой-то лекарь. И он сумел увлечь ее каким-то религиозным течением: дочь стала говорить о запретах, доселе неизвестных мне. Я сама читаю намаз, стараюсь придерживаться основных канонов ислама. Однако путь, которому следует дочь, вообще не соответствует мусульманству. Она стала кушать отдельно от родных. Называет харамом даже то, что кушаю я, ее родная мать, не садится со мной за один дастархан. Мотивируя тем, что «приносит жертву Пророку», еженедельно забивает одну корову. Насколько мне известно, добропорядочный мусульманин приносит жертву один раз в год. Нынешние действия дочери не нравятся мне и вселяют тревогу, — говорит она, не называя при этом, какую мечеть посещает дочь.
Наиб имама центральной мечети города Алматы Нурмухамед Иминов на встрече с сотрудниками уголовно-исполнительной системы департамента внутренних дел города Алматы рассказал, что умеренные салафиты, которых еще называют мадхалиты, оказывают существенное негативное влияние на наше общество.
— Они не призывают к джихаду, не имеют террористических намерений, по отношению к властям ведут себя лояльно, но в то же время выступают против Духовного управления мусульман. Мадхалиты настраивают молодежь против Духовного управления мусульман Казахстана, против имамов, против мечетей. Тут появляются двойные стандарты: за правителем мы идем, но ДУМК неправильные, их слушать нельзя. То есть, противопоставляя своих имамов и прихожан Духовному управлению, ведут их к такфиризму.
Совсем недавно в Талдыкоргане была задержана и осуждена группа мусульман, проповедовавших запрещенное религиозное течение. Примечательно, что среди них не было представителей другой нации – одни казахи. И нынешняя разношерстность общества, кажется, начинается именно от нашей религиозной разобщенности.
Чтобы получить ответы на вопросы, волнующие общественность, о религиозной ситуации в Казахстане, мы решили обратиться к специалистам религиозной сферы.
Муртаза Булытай, религиовед:
– В принципе, ислам един, но, как и все другие мировые религии, он тоже в историческом периоде подвергается различным интерпретациям, политическим влияниям, религиозному синкретизму и другим негативным воздействиям, вследствие чего подразделяется на различные направления. Особенно сегодня, в эпоху глобализации из-за активных действий колониальных сил, ислам стал более радикальным, являясь эксплуатационным инструментом террористических групп. После такого краткого определения хочу сказать: нашему казахскому обществу религия такого деструктивного направления не нужна. Нам нужен цивилизованный, светский ислам! Нам нужен ислам, пропагандирующий универсальные права человечества, образование и искусство, использующий принципы демократии и меритоктартии, призывающий к труду и полезным делам, почитающий рациональное мышление, проповедующий мир и культуру одобрения.
Досай Кенжетай, религиовед:
– Как вы можете охарактеризовать религиозную ситуацию касательно ислама в Казахстане?
– За годы независимости казахское мусульманство успело потерять свою, исторически сложившуюся целостность. Рассматриваются механизмы повышения религиозно -просветительских, познавательных и правовых возможностей противодействия религиозно-познавательной разобщенности и религиозной экспансии. Сейчас проводятся сравнительные анализы таких мировых явлений и опыта своей истории. К сожалению, это не смогло противостоять разобщенности общества.
– Приверженцы двух религиозных направлений — сунниты и шииты — разделили Ирак на два непримиримых лагеря. Не опасаетесь, что казахов, которых не сумела разделить родовая принадлежность, разобщит религиозная рознь?
– Если в ближайеее время в казахском обществе не будет сформирована государственная идеология, основанная на целостности, а религиозная разобщенность будет усугубляться. Страшно представить, что будет завтра.
– В стране появились различные религиозные течения, такие как салафиты, такбиристы, сулейменисты, сеющие раздор, а наша власть сидит сложа руки?
– В стране существуют две структуры, призванные регулировать эти течения — Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) и Агентство по делам религии. Государство может урегулировать эти проблемы светским путем. Наша страна — светское государство, то есть государство и религия — два разных института. Эти два института должны взаимно, признавая место и роль друг друга в обществе, руководствоваться демократическими принципами. В светском государстве существуют термины и словосочетания, касающиеся понятий религии и политики. Это — религиозная политика и политическая религия. Религиозную политику проводит Духовное управление мусульман Казахстана, государство в это не вмешивается. К ведению религиозной политики относятся все мероприятия, проводимые муфтиатом. Строительство мечетей, медресе, религиозное образование и его организация, межмазхабные соглашения, возрождение религиозной практики, повышение религиозного познания, пропаганда возрождения религиозной практики, религиозного сознания, разъяснение религиозной веры. Но все эти мероприятия нужно проводить совместно с народной властью и в рамках правового поля.
А что касается словосочетания политическая религии, государство осуществляет ее в рамках конституционно-правовых устоев и законодательных норм. Так, религиозная ситуация в стране находится под защитой закона «О свободе совести и вероисповедания». Это самая главная функция светской позиции. Государство, учитывая общественное требование, приняло в законе статью «О ханафи мазхабе и православии» об их истории, культуре, духовном опыте.
Кроме того, сюда относятся религиозное образование, регистрация религиозных объединений, регулирование, контроль и надзор над религиозными отношениями.
Все мероприятия, касающиеся словосочетания «политическая религия» входят в компетенцию государства. Здесь мы имеем в виду группировки идеологического толка, которые используют такие явления, как фундаментализм, экстремизм, терроризм, входящие в определение «политический ислам» не для сохранения единства страны, а ведут к раздору, дестабилизации, терроризму и религиозному фанатизму. Государство, придерживаясь мудрой политики, законодательно запретило деятельность таких группировок. Цивилизованность регулирует не только отношения государства и религии, она еще осуществляет надзор за внутрирелигиозными отношениями. Цивилизованность – позиция, которая не позволит какой-то общине монополизировать религию. Она сумеет вырвать молодежь из лап любой религиозной группировки, под влияние которой она попала. Именно цивилизованность регулирует свободный выбор религии молодежью. Только мудрое отношение может противостоять религиозным группировкам в борьбе за молодежь.