Самая лучшая экономическая ситуация в 2015 году из всех стран ЕАЭС сложится именно в Казахстане, уверены эксперты. А это основная причина, по которой рекламный рынок страны после небольшого снижения в прошлом году ожидает рост. Свои данные аналитики обнародовали на заседании «Инвестиционного медиа-клуба», которое прошло 17 февраля в Алматы.
Согласно подсчетам компании «VI Казахстан», 64% рекламного рынка страны приходится на телевидение, 15% — на печатные издания, 12% — на наружную рекламу, 6% — на радио и лишь 4% — на интернет. Весь рекламный рынок в 2015 году в Казахстане составит примерно 25,1 млрд тенге, из которых 63 % получит телевидение.
Дильмурад Рахимов, генеральный директор «VI Казахстан»:
— Очень много сейчас внутренних переживаний о том, как сложится 2015 год. Не долетят ли до нас отголоски процессов, которые происходят в России и Украине в части нашего бизнеса. Но мы на самом деле очень оптимистичны насчет 2015 года, несмотря ни на что. Нам в этом помогает макроэкономика. Если брать три основных статистических параметра, которые влияют на рекламный рынок Казахстана: инфляция, прогноз ВВП и потребительский рынок, то в действительности показатели в Казахстане наиболее оптимистичны среди стран ЕАЭС. У нас должен сохраниться уровень инфляции на уровне прошлого года, что не удалось в других странах. У нас сохранится рост ВВП на достаточно высоком уровне, при том что прогнозы по России уже давно минусовые. И мы ждем, что потребительский рынок в Казахстане будет расти очень серьезно, примерно на 15%. Кажется, что в Беларуси рынок растет еще больше, но тут есть один нюанс. В Беларуси очень высокий уровень инфляции, и очень серьезно девальвируется национальная валюта. Мы надеемся, что рост потребительских расходов в Казахстане на 15% при стабильном валютном курсе, может быть даже в валюте.
Существенно вырастет рынок интернета. Наверное, рост составит порядка 25-30%, как и в прошлом году. В абсолютных цифрах не более 5-6 млн долларов на казнет плюс рунет. Потому что в действительности часть казахстанских денег уходит на российские площадки. Мы знаем эффект mail.ru, yandex. В рунете очень большая доля казахстанцев и пользователей из Казахстана.
Среди основных мировых трендов 2015 года — сокращение печатных СМИ. По данным группы Verny Capital, только в Великобритании доля ежедневных газет за последние 3 года упала на 40% — с 11 млрд евро до 6,6 млрд евро. Печатные газеты и журналы не выдерживают конкуренции с цифровыми медиа.
Ерлан Оспанов, генеральный директор группы «Verny Capital”:
— Тренды, которые мы наблюдаем в развитии медийного рынка в Казахстане, в основном ничем не отличаются от глобальных трендов. Это и зависимость от экономической ситуации, и прирост молодого населения, как наиболее активной части нашей аудитории, которое все больше пользуется цифровыми медийными продуктами, которые в свою очередь сейчас растут. Это и активное проникновение интернета, и доступность гаджетов. Сейчас есть смартфонры, которые стоят тысячу долларов, есть смартфоны, которые стоят сто долларов. Очень скоро появятся более дешевые девайсы. И это все будет стимулировать увеличение спроса на эти продукты.
Главным барьером на пути развития казахстанского медиа-рынка эксперты назвали чрезмерное вмешательство государства. Оно является одновременно и игроком на рынке, и крупнейшим рекламодателем в СМИ. Кроме того, были отмечены высокая доля иностранных СМИ, слаборазвитая индустрия и значительные ограничения в законодательстве. В целом аналитики сошлись во мнении, что медиа-рынок в Казахстане недостаточно прозрачен.