Новые соглашения об урегулировании ситуации в Украине, достигнутые 12 февраля в Минске после 16-часовых переговоров лидеров Германии, России, Украины и Франции, на первый взгляд, не выглядят особенно впечатляющими. Еще существует слишком много вопросов, которые остались на потом, а также тех, у которых не очевиден механизм их реализации. Тем более, что первые договоренности в Минске также предусматривали отвод тяжелых вооружений, проведение на неподконтрольных Киеву территориях выборов по украинскому законодательству в обмен на принятие Верховной Радой специального закона об их статусе.
Как известно, эти соглашения тогда так и не были выполнены. С сентября 2014 года стороны активно обстреливали друг друга из того самого тяжелого вооружения. Кроме того, донецкие и луганские повстанцы провели свои собственные выборы и сформировали органы власти.
Сегодня также остается много неясного. Украина должна восстановить выплаты пенсий и пособий в Донецке и Луганске, а также работу банков и других объектов. Но президент Украины Петр Порошенко уже после завершения переговоров заявил, что это произойдет после выборов на мятежных территориях. В свою очередь повстанцы должны теперь не только остановить свое наступление, которое они собирались довести до победного завершения, то есть как минимум, выйти на границы Донецкой и Луганской областей, но и провести выборы по украинскому законодательству. Для них наверняка это будет очень болезненным шагом. Точно также, как для Украины принятие в Раде в 2015 году изменений в Конституцию, связанных с принятием закона о децентрализации, а также фактического согласия с новым статусом непризнанных территорий Донецка и Луганска в качестве нового Приднестровья.
Еще один пункт связан с выводом из зоны конфликта иностранных контингентов и разоружением незаконных формирований. Как выполнить этот пункт, если к примеру, Россия отрицает участие своих военных в конфликте на Донбассе. Единственное, что Москва признала, это только участие в войне на стороне ополченцев так называемых «отпускников», военнослужащих армии России, которые в свой отпуск отправились воевать за непризнанные республики. В то же время для Киева все формирования ополченцев являются незаконными формированиями.
В целом сторонам конфликта придется сделать много уступок друг другу. Например, для ополченцев наверняка стало неприятным сюрпризом, что их статус будет определяться, исходя из линии соприкосновения, определенной в прошлых минских соглашениях 19 сентября. Следовательно, все территории, которые в результате наступления были ими заняты к настоящему моменту, будут в итоге потеряны.
В целом возникает много потенциально возможных конфликтных ситуаций, когда невыполнение одной из сторон своих обязательств будет служить поводом для другой отказаться от выполнения своих. Собственно, это и произошло осенью 2014 года после подписания первоначальных минских договоренностей.
Однако соглашения от 12 февраля имеют больше шансов на реализацию, чем предшествующий документ. Главное отличие заключается, безусловно, в прямом участии в переговорах Германии, Франции и России. Это придает принципиально другой характер договоренностям в Минске. Потому что их участие отражает противоречия гораздо более глобального характера, нежели украинский конфликт. Соответственно цена срыва соглашения серьезно возрастает и, как это ни парадоксально, но больше всего это касается именно России. Потому что именно от нее зависит, будут ли выполнять соглашение руководители Донецкой и Луганской непризнанных республик. Хотя последние, конечно, будут недовольны. Нынешнее соглашение, как и в сентябре 2014 года, застало их в разгар успешного наступления.
Собственно, для Германии и Франции, а, значит, и для всего Запада, выполнение повстанцами соглашений от 12 февраля станет своего рода проверкой готовности Москвы к выполнению обязательств. Все равно, без России повстанцы не смогли бы долго вести такие активные военные действия. У них банально закончились бы боеприпасы для многочисленной артиллерии и систем залпового огня, даже если не обращать внимания на вероятное участие российских военных в боевых действиях. В любом случае, последние победы повстанцев в значительной степени — это заслуга России, если даже не в виде прямого участия в военных действиях, то, как минимум, в их обеспечении необходимыми ресурсами – оружием и боеприпасами.
Один из главных итогов нынешнего Минска связан с тем, что теперь Россия должна нести обязательства перед своими партнерами по переговорам – Германией и Францией. Причем эти обязательства не связаны с подписанием документов. Нынешние Минские соглашения подписали все те же участники, что и в сентябре прошлого года – главы непризнанных республик, представитель ОБСЕ и бывший украинский президент Леонид Кучма. Собственно, в этом и нет необходимости. Нынешний конфликт между Россией и Западом связан как раз с сомнениями как в договороспособности, так и в предоставляемой информации.
Например, все понимают, что оружие, боеприпасы, добровольцы, а возможно, что и регулярные войска в Украине появились из России. Но так как Москва это отрицает, то и при достижении договоренностей никто об этом не упоминает или говорит в иносказательном форме. Соответственно, теперь речь идет практически об устных договоренностях между главами государств, прежде всего Германии, Франции и России. Теперь они будут регулировать ситуацию в ручном режиме, созваниваться и обсуждать возникающие проблемы. В том числе они должны будут оказывать давление, с одной стороны, на власти в Киеве. С другой стороны, на ополченцев в Донбассе.
Характерно, что как раз 12 февраля, в день подписания соглашения, МВФ принял решение о выделении Украине нового кредита, который будет выдан вместо прежнего. Всего сумма кредита достигнет 40 млрд. долларов. Понятно, что это серьезный аргумент для президента Порошенко в неизбежной дискуссии с радикалами внутри своей страны. Потому что не всем в Украине понравятся условия соглашения.
С повстанцами все немного проще,
ополченцам предложили амнистию, формирование народной милиции, статус языка.
Это навряд ли примирит их с ситуацией, но даст возможность Москве оказать давление на недовольных. Хотя слишком самостоятельных фигур в непризнанных республиках уже не осталось, они вынужденно покинули их еще до начала наступления 15 января 2015 года.
Однако за кадром остался вопрос об отмене санкций. Именно это являлось главной целью Москвы. Пока Евросоюз принял решение не вводить новые санкции, но все прежние еще действуют. Более того, Ангела Меркель говорила в январе, что санкции появились в связи с Крымом и будут сняты после решения этой проблемы. Но Меркель после этого несколько раз встречалась с Владимиром Путиным, и мы не знаем, о чем они говорили по этому поводу. Но если Меркель и Олланд — это своего рода «добрые полицейские», то истеблишмент США в целом выступает по отношению к России в роли «злого полицейского». Поэтому вопрос о санкциях остается открытым.
Но самое главное, что все-таки удалось договориться. Всегда лучше плохой мир, чем добрая война. А кто в данной ситуации выиграл или проиграл, будет понятно чуть позже.
Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан.