После многолетнего перерыва высокогорный каток «Медеу» в Алматы принял третий этап 50-го юбилейного финала личного чемпионата мира по мотогонкам на льду, проводимого под эгидой Международной мотоциклетной федерации (FIM) 14-15 февраля 2015 года. В соревнованиях приняли участие 18 «ледовых гладиаторов» из шести стран мира, представляющих Австрию, Германию, Россию, Чехию, Швецию и Казахстан.
Знаменитый каток «Медеу» к проведению соревнований мирового уровня был отлично подготовлен. Накануне стартов готовность ледовой арены и всей инфраструктуры катка проинспектировала комиссия во главе с представителями Международной мотоциклетной федерации (FIM). По словам Юни Сеппанена, координатора FIM по трекам, все организовано согласно регламенту и стандартам FIM, и федерация осталась довольна работой организаторов с казахстанской стороны.
-Я уже был на «Медеу», приезжал сюда в качестве зрителя на чемпионат мира по спидвею в 1989 году. Тогда была другая страна и другое время. И тогда, и сейчас «Медеу»- идеальное место для проведения соревнований подобного рода. Сегодня выпало много снега , и это послужило причиной для некоторого беспокойства (в ночь на 13 февраля в горах шел снег, а днем все было в тумане), но тренировочные заезды помогли довести готовность стадиона до необходимого уровня, — прокомментировал Юни Сеппанен. — Участникам соревнований стадион очень понравился, так как треки длинные, 400 метров, углы стадиона на поворотах плавные. Спортсменов радует и то, что их разместили в гостинице самого стадиона, то есть прямо на месте проведения соревнований и тренировок.
13 февраля прошла пресс-конференция и тренировочные заезды. Сильный туман изначально не давал провести тренировку, но к вечеру рассеялся и участники опробовали каток.
Высокогорный каток «Медеу» уже имеет опыт проведения соревнований высокого уровня по ледовому спидвею. Последний раз этап чемпионата мира по спидвею на льду проходил в далеком 1992-м году и в тот же год, кстати, была создана Федерация автомотоспорта Республики Казахстан, являющаяся официальным представителем FIM и FIA ( Международная Автомобильная федерация) у нас в стране. За эти годы Федерация автомотоспорта РК организовала и успешно провела множество национальных соревнований и чемпионатов, а также важных международных гонок, проходящих по территории Казахстана.
«Гладиаторы» обкатывают лед. Настраиваясь к битве на выходных.
Федерация автомотоспорта РК заключила контракт на проведения этих соревнований в Алматы до 2017 года. Но Федерация мотоциклетного спорта надеется строить сотрудничество на долгую перспективу.
-Мы горды тем, что совместно с Международной федерацией мотоциклетного спорта проводим это яркое и захватывающее мероприятие у себя дома, — отметил президент Федерации автомотоспорта РК Марат Абыкаев. — Несомненно, финал личного чемпионата мира по спидвею добавит позитивных новостей о Казахстане и об Алматы накануне Всемирной зимней Универсиады и мировой выставки EXPO-2017. Особо хочу отметить, что в соревнованиях выступят наши земляки, гонщики из северного Казахстана — Владимир Чеблоков, Павел Некрасов и Денис Слепухин. Их участие и само проведение в Алматы финала мирового чемпионата, я уверен, обязательно будет способствовать популяризации мотоспорта и, в целом, технических видов спорта среди казахстанцев.
На третьем этапе чемпионата мира на Медео по допуску Wild- card(приглашение принять участие в соревновании, предоставляемое стране-хозяйке этапа чемпионата мира по спидвею) на лед вышел казахстанец Владимир Чеблоков.
Казахстанский гонщик Владимир Чеблоков родился и вырос в г.Рудный Костанайской области. Он является четырех кратным чемпионом Казахстана по мотогонкам на льду. В 1995-96 годах выступал в составе команды Республики Казахстан, которая два года подряд завоевывала бронзу в командном зачете на чемпионатах мира по спидвею.
14 февраля в первый день соревнований был большой ажиотаж. Еще на подъезде к Медеу можно было заметить большое количество машин. Люди с нетерпением спешили увидеть возвращение битв «ледовых гладиаторов». 21 год большой срок, за это время успело вырасти новое поколение мотогонщиков. Уровень бывалых участников тоже не стоял на месте.
Мотоциклы для гонок на льду.
Хотелось бы еще сказать пару слов про мотоциклы для гонок на льду. Техника, на которой гонщики ведут борьбу на ледяной дорожке стадиона, очень специфична. Она предназначена только для мотогонок на льду. На ледовом мотоцикле невозможно ездить по городу, как на кроссовом мотоцикле или супербайке. Он не оборудован тормозами, топливом для него является спирт. Технический регламент устанавливает минимальный сухой вес мотоцикла (без топлива и масла) 110кг. Минимальный объем двигателя — 500 куб.см., мощность двигателя — 60-64 л.с.. На прямых мотоцикл развивает скорость до 100 км/ч. Трансмиссия включает в себя сцепление и двухступенчатую коробку передач. Для устойчивости на ледяном кольце мотоцикл оборудован шипами до 28 мм. На переднем колесе может быть до 130 шипов, на заднем колесе до 150-170 шипов. Чтобы такая машина не причинила травм спортсменам на треке, она оборудована защитными трубчатыми каркасами и щитками. На руке у каждого гонщика, во время заездов, находится шнур с предохранительной чекой. В случае падения гонщика на трассе, чека выдергивается и двигатель останавливается.
Первые заезды мотогонщиков показали, что в спидвее считать ворон нет времени. Каждый заезд пролетает молниеносно, вроде только стартовали, а вот уже пересекают финиш. Второй заезд гонки сделал намек, что мотогонки на льду экстримальный вид спорта. Два гонщика еще на тренировочных заездах проезжали в опасной близости друг от друга. И их соперничество вылилось в аварию.
15 номер столкнулся с 10, Франц Цорн с Харальдом Симон. Виновным судьи признали Франца. И дисквалифицировали его с перезаезда( если заезд не завершается финишированием участников, то его повторяют, обычно без того кто упал или нарушил правила).
Но как страшно авария бы ни выглядела, никто не пострадал. Гонщики на своих двоих ушли в технический отдел, а их верных «коней» туда отвезли на служебном квадроцикле.
Но столкновение Харальда и Франса, отвлекло от себя внимание от падения Ханса Вебер, тот въехал в заграждение из тюков набитые сеном.
Прошел первый этап заездов и на каток выехали они. Невозмутимые снегоуборочные машины, после бешеных байков, ревущих словно дикие звери, они выглядели хладнокровно. Словно подготавливая поле битвы к следующим столкновениям «Ледовых гладиаторов».
За четыре заезда спортсмены срезали слой льда в несколько сантиметров. За день во внутреннем круге трека образовались сугробы натертого шиповаными колесами льда.
На таком не покатаешься на коньках. Скорее похоже на вспаханное ледяное поле.
И битва продолжилась.
Наш спортсмен в первом заезде приехал третьим и увы это было единственное очко заработанное Владимиром за первый этап гонок. Дважды спортсмену не повезло и на выезде из виража он терял управление. На пятый заезд было принято решение сделать замену и на трэк вышел Павел Некрасов, успешно взяв второе очко.
Невезение преследовало не только нашего спортсмена, Даниил Иванов не попал в тройку победителей первого дня из-за нелепейшего ситуации. На вираже задел тюк с сеном, вследствие чего тот упал на трек, за что Даниил был дисквалифицирован.
История мотоциклетных гонок на льду
Спидвей или мотогонки на льду — соревнования, проходящие на ледянном треке, ан специально подготовленных мотоциклах с шипами. Это одна из самых сложных и опасных ,но также и увлекательных дисциплин мотоциклетного спорта. Во всем мире за этими зрелищными мотогонками на льду наблюдают свыше двухсот миллионов зрителей и освещают более 20 спортивных телеканалов.
Ледовый спидвей или мотогонки на льду развился в отдельный вид спорта, отделившись от гаревого спидвея или классического. По одной из версий гаревый спидвей зародился в 20-е годы прошлого века в Австралии. Чтобы привлечь посетителей на ярмарку в окрестностях Сиднея, один из организаторов ярмарки, некто Джон Хоскинс, проехал несколько кругов на своем мотоцикле по конному ипподрому, чем привлек немало зрителей. После такого успеха, Джон Хоскинс стал заниматься организацией официальных мотогонок, за что впоследствии стал известен как «отец мирового спидвея». В основание гаревой дорожки по спидвею чаще всего закладывают щебень и камень, а сверху посыпают крошкой, которая может быть кирпичной базальтовой, гранитной или доломитовой. Почему же дорожка и спидвей идут в сочетании со словом «гаревый»? Дело в том, что первоначально, на заре становления этого вида спорта, покрытие трековой дорожки было сделано из отходов металлургической промышленности- золы, шлака и гари.
Первыми, кто решился выйти на мотоцикле на лед, принято считать скандинавов. Можно предположить, что гонщики, специализирующиеся на «гари» или простом мотокроссе, для остроты ощущений решили испробовать в качестве трека лед. В 20-е годы прошлого столетия в Норвегии, Финляндии и Швеции начали проводить отдельные локальные соревнования на замерзших озёрах. Позже между спортсменами скандинавских стран стали проходить первые международные состязания. Поначалу для гонок использовали мотоциклы, предназначенные для соревнований на гаревой дорожке. Затем были созданы специальные конструкции мотоциклов, более устойчивых на ледяном треке, оборудованных металлическими шипами.
В Советском Союзе популярность получил именно ледовый спидвей. Советские гонщики долгое время находились на ведущих ролях в мире. А началось все с того, что в 1938 году в Москве на стадионе «Динамо» в перерыве между таймами хоккейного матча мастпр спорта по мотоциклетному спорту Сергей Бучин впервые продемонстрировал скоростную езду по льду мотоцикла с шипами на колёсах. Зрителям это необычное зрелище пришлось по душе. первые официальные соревнования в СССР были проведены 13 марта 1939 года на ледяной дорожке Московского ипподрома. А в 1959 году в Москве был организован первый официальный чемпионат страны. В Советском Союзе первым конструктором стальных проволочных шипов, которые устанавливались на шины колёс мотоциклов, был инженер и спортсмен Николай Закревский.
Первый личный чемпионат мира по мотогонкам на льду состоялся в 1966 году, победу на нем одержал прославленный советский мотогонщик, в будущем шестикратный чемпион мира, Габдрахман Кадыров. Когда-то Уфа (ныне Башкирия, Россия) была всесоюзной колыбелью и столицей спидвея. С 2003 года мировое лидерство в личных соревнованиях по спидвею захватили спортсмены из Российской Федерации. Традиционно сильными на протяжении всей истории этого вида спорта являются скандинавские гонщики, а также спортсмены из Германии и Польши.
Финал личного чемпионата мира по спидвею 2015 года проходит в пять этапов. Первые два прошли в России — в Красногорске и Тольятти. Четвертый и пятый этапы чемпионата мира по спидвею пройдут в Германии и Голландии.
Победу в соревнованиях первого дня одержал российский гонщик Дмитрий Колтаков, который опередил австрийца Франца Цорна и Дмитрия Хомицевича. Финалист россиянин Виталий Хомицевич совершил ошибку и в перезаезд допущен не был.
Победителем первого полуфинала стал Дмитрий Колтаков, а на втором месте в финал вышел Франц Цорн. Во втором полуфинальном заезде победу праздновали братья Хомицевич: Виталий стал первым, а Дмитрий – вторым. Двукратный и действующий чемпион мира россиянин Даниил Иванов, с самого старта лидировавший в этом заезде, в итоге был дисквалифицирован из-за падения ограждения, которого он коснулся, на лед.
По итогам второго дня на первое место пьедестала взошел Даниил Иванов. Второе место завоевал Дмитрий Колтаков, а третьим стал Дмитрий Хомицевич. После церемонии награждения нам удалось взять небольшой комментарий у победителя:
– Я начинал заниматься мотокроссом, но из-за невысокого роста вскоре перешел в спидвей. Это весьма затратный вид спорта. Кроме расходов на байки, много средств уходит на их обслуживание, доставку до места соревнования, есть разные побочные затраты. Часть расходов берет на себя спортивный клуб и организаторы турниров. Кроме того, определенные суммы выделяют спонсоры. Моим партнером выступает компания Red Bull. В целом это не такой раскрученный и коммерциализированный вид спорта, как волейбол, футбол, велоспорт или хоккей. Даже у участников чемпионата по летнему спидвею призовые в четыре раза больше, чем у нас. Российские медиа почти не освещают этот вид спорта.
Первые два финала мне немного не везло, в первый день я был дисквалифицирован по решению судей. Тем не менее, благодаря поддержке родных, тренеров и товарищей по команде удалось собраться и показать неплохой результат. Мне понравился ваш каток, очень живописное место. Единственный минус – плохое состояние льда. По всей видимости, организаторам не хватило опыта, они не учли, что будет теплая погода. Надеюсь, в следующий раз все будет сделано профессиональнее.
Стоит отметить и красоту девушек, которые присутствовали на третьем этапе Кубка мира.
В целом такие соревнования оставляют много положительных эмоций после себя, нечасто можно увидеть мотогонщиков, да еще и на льду. Будем ждать следующего этапа Кубка мира, проводимого в Алмате.