С какими проблемами столкнулись карагандинские предприниматели? Какие пути решения предлагает Палата предпринимателей Карагандинской области? Что сейчас происходит с тендерами? Кто их выигрывает? Об этом в интервью 365info рассказала начальник отдела экономического анализа Палаты предпринимателей Карагандинской области Жанаргуль Кульмагамбетова.
— Столкнулись ли карагандинские предприниматели с проблемами при экспорте товаров?
— Очень много карагандинских предприятий работает на экспорт. Из-за девальвации российского рубля у них возникли существенные проблемы. Например, компании «ЕСКО» и «Руми-Н» — производители чулочно-носочных изделий, снабжали практически весь Дальний Восток РФ, Барнаул и тп. Ассоциация предприятий угольной промышленности «Гефест» поставляла уголь. Балхашский завод обработки цветных металлов тоже пострадал от девальвации рубля. «Сантехпром» 85% производимой продукции поставлял в РФ. Теперь сложилась почти критическая ситуация. Всего экспортирующих предприятий в регионе – 212.
— Много ли российских компаний поставляют свои товары в Караганду?
— Доля российской продукции увеличивается ежедневно. Если брать сеть ритейла, то в течение недели прибавляются порядка 20 новых наименований российской продукции. Это последние данные статистики по Караганде. В супермаркетах появляются ежедневно по 4 новых российских товара. При этом сокращается место на полках в супермаркетах для отечественных производителей. Наши товары неконкурентоспособны по цене. Ритейлеру выгодно поставлять дешевую продукцию. Ведь они от этого имеют больше прибыли.В Караганде сейчас появились российская, белорусская молочка; кондитерские изделия: печенье, конфеты, колбасы, курица, яйца. Non-food весь практически не наш. Сейчас начали завозить из России. Раньше завозили из Китая. Прищепки, моющие средства идут из России. У нас на рынке Караганды присутствует белорусское мраморное мясо. По цене опять-таки ниже. Даже учитывая доставку. Конкурируют с нашими производителями, еще и зарабатывают. Из России мясо тоже идет: в замороженном виде, в виде полуфабрикатов, фарша. Консервация вся идет из России. Какой-то период была консервация с юга Казахстана (Шымкент, Алматы), на сегодняшний день этих консервов вообще нет на полках.
— Национальной палате предпринимателей власти обещали выделить миллиард тенге на аренду полок в крупных торговых сетях для продуктов казахстанских товаропроизводителей. Спасет ли это ситуацию?
— Однозначно, что мы не сможем диктовать свои условия ритейлерам, у которых нужно разместить товары местных производителей. Мы сейчас будем договариваться, чтобы супермаркеты выделяли как-то товары, произведенные в Караганде. У нас есть свой логотип «Сделано в Караганде». Ведь отдельную полку для местных товаров супермаркеты выдать не могут. Есть разные группы продуктов. Нельзя же на одну полку и молочные, и кондитерские изделия ставить. Просто нужно как-то выделять. Мы, наверное, будем раздавать логотипы не только производителям, но и ритейлерам, чтобы они приклеивали на продукты «Произведено в Караганде». Помочь местным производителям можно только рекламой и подчеркивать, что это свежие и качественные продукты. Потому что та же продукция, которая завозится из России и Беларуси, не всегда качественная. Продукция не всегда соответствует сертификату Таможенного союза. Очень много контрафакта и несоответствующих качеству продуктов. Поэтому выделенная сумма будет направлена на продвижение местной продукции.
— Многие казахстанцы считают, что местные производители завышают цену, чтобы заработать больше. Насколько это правда?
— Расскажу на примере местного молочного производителя «Nәtige». У них цены, по сравнению с другими, высокие. Потому что сырье у них из Голландии. Качественное сухое молоко в таких объемах есть только там. У наших коров нет столько молока, чтобы «Nәtige» делала натуральный продукт. Тем более зимой. Они работают по стандартам СМК, и там прописано соответствующее требование к поставщикам. Из тех, кто соответствует — это зарубежные компании, в частности европейские. Поэтому оттуда берут сырье. Мы очень много сырья завозим из-за рубежа. Раньше наши производители завозили сырье из Китая, Турции, Малайзии, Индонезии. Россия по поставкам сырья была на 10 месте. В связи с тем, что мы вошли в Таможенный союз, мы оборвали связи с Турцией, Китаем и другими странами. Сырье начали завозить из стран ТС, из той же России. Россияне не хотят, чтобы мы им в такой упаковке, в которой у нас продается продукция, поставляли товар. Они требуют от нас европак. Потому что они в ВТО. А у нас нет европака.
— Европак — это упаковка из пластика для всей продукции, кроме соков и молока. На рынке Казахстана есть российская пластиковая продукция. У нас она не подлежит стандартизации, по сути дела. Но такая упаковка, которую везут к нам россияне, не соответствует стандартам ВТО. В пластиковые упаковки кладут различные кондитерские изделия, например, печенье, и пишут срок хранения 6 месяцев. А эта упаковка не может выдержать такого срока хранения. Там нет вакуума, там нет замочков и многих других вещей, очень тонкий пластик. У европака требования серьезные. Это более плотный пластик, в первую очередь это пищевой пластик. Самое важное положение ВТО по качеству продукции — это безопасность продукции для здоровья человека. Наши же товары при поставке в ту же Россию не принимают в нынешних упаковках. Потому что Россия состоит в ВТО, и наша упаковка не соответствует стандартам. Заказывать европак дорого, поэтому мы ценовую конкуренцию не выдерживаем.
— Есть планы открытия заводов по изготовлению европака в Казахстане?
— Вообще, был проект по созданию таких заводов, на базе «КазМунайГаза» на западе Казахстана. Приглашали специалистов из разных стран. Пластик — это отходы нефтяной промышленности. На западе ведь как такого производства нет. Если они там будут производить и привозить сюда, то неудобно будет по логистике. При этом там есть сырье. Что-то с этим заводом неудачно все вышло.
— Как палата предпринимателей намерена поддерживать местных производителей?
— Только рекламой и неправительственными сертификатами мы можем поддержать отечественного производителя. Что такое неправительственные сертификаты? Существует сертификат происхождения товаров, СT-KZ называется. Там указывается, что товар казахстанского производства и сколько процентов в нем отечественного содержания. Эти сертификаты требуются предприятиям, которые участвуют в госзакупках. Мы работаем над перечнем предприятий, которые будут получать неправительственные стандарты. Сейчас СT-KZ используется исключительно для указания казахстанского содержания при участии в тендерах и госзакупках. Эти сертификаты в Карагандинской области уже получили более 350 предприятий. Сейчас мы еще в этот перечень включаем новые предприятия. Их срочно нужно выдавать. Потому что тендеры уже начались. И теперь наши предприятия по этим тендерам не проходят. Машиностроительные заводы уже по 2-3 тендера проиграли именно по ценовым предложениям. Я бы сделала немножко по-другому. Я бы эту форму разработала и автоматически выдавала. Выдавали бы всем тем, кто имеет стандарт СT-KZ. Потом уже разбирались, нужен или не нужен. Но на практике все реализуется не раньше 2016 года. Пока мы соберем информацию, пока мы ее обработаем, пока мы ее отправим в нацпалату предпринимателей. Пока там перепроверят эту информацию, подготовят сертификаты. Это тоже занимает много времени. В мае уже большая часть тендеров на 2015 год закончится. Мы не успеваем по срокам.
— Как обстоят дела с тендерами?
— На данный момент уже прошли два тендера у «АрселорМиттал-Темиртау». Наша компания, которая работала с ними, вылетела из тендера. Дважды. Все идет к тому, что с апреля работа этой компании встанет. Заказов ведь нет. В тендере выиграла китайская компания. «АрселорМиттал» на данный момент проводит свою политику. Так как они подписали меморандум с акиматом, начинают диктовать цены на рынке и заставляют отечественные предприятия снижать цены на 15%. Не всегда наши производители могут снизить цены. Во-первых, они все в кредитах как в шелках. Хоть и по госпрограмме, их же надо отдавать. Во-вторых, устаревшие оборудование, их производство изначально неэффективное само по себе. В третьих, тот же самый АМТ не всегда делится сырьем. Производители привозят сырье либо из Китая, либо из России. Это опять же логистика, дополнительные траты.
Система по госзакупкам у нас более совершенна: электронные госзакупки, внедрена балльная система, электронные аукционы. Но они привязаны к ценам. В конечном итоге победит тот, кто даст самую низкую цену. Там мы не можем диктовать свои какие-то условия.
Но мы можем попытаться что-то изменить в пользу отечественных производителей. Мы состоим в консультативно-совещательных органах. Там будем поднимать вопрос разработки условий техспецификации под нашу продукцию. Нетарифный барьер, будем говорить так, для российской, китайской продукции. Вот там еще, я думаю, у нас что-то может получиться.