Генетик Нурбол Баймуханов завершает работу над уникальным проектом — генетическим портретом казахского народа. Это сугубо научное исследование основано не на словах, теориях и документах — на анализе ДНК, с которым особо-то и не поспоришь. И открытия Баймуханова касаются не только казахов.
— Казахский народ – один из немногих народов, который на протяжении многих веков следил за своей родословной. В 21 веке каждый казах с помощью новой науки может определить правильность своего шежире. Нурбол, вы проводили много экспедиций по Казахстану и другим странам. С какой целью?
— Наша цель – построение общечеловеческого генеалогического дерева. Дело, которым мы занимаемся, называется генетическая генеалогия. Это возможность в 21 веке точно с помощью науки определить ваше место в общечеловеческом древе и представить весь эволюционный процесс миграции наших далеких предков, вышедших с африканского континента.
— Вы объездили много стран, изучая этногенез казахов. Какое открытие Вы сделали для себя?
— Генеалогия казахов на 85-90% соответствует генетической генеалогии.
— То есть шежире совпадает с данными науки?
— Да, и это научное открытие.
— Это же примерно 17 поколений…
— Казахское шежире строится на 18-15 поколениях. Это 550-600 лет. Как раз период становления Казахского ханства, период заката Золотой Орды. Шежире у всех является сакральным. Во главе рода стоят уникальные люди – исторические личности, которые в расцвет Золотой Орды были эмирами.
— У представителей уйсунских родов — Майқы би, который является предком Бәйдібек ата. У алшинов – Алау батыр. Это время хана Жанибека. У аргынов – Караходжа. То есть у каждого рода — свой основатель.
— Это народ аристократов?
— Нет. Если генеалогия начинается с таких личностей и прослеживается испокон веков, мы, накладывая общую генетическую карту протестированных людей, воссоздаем облик этих личностей путем определения снипа. Снип – это конкретная мутация, которая была у основателя рода. Хочу отметить, что генеалогия – это знание своей родословной. Слово «джентльмен» в английском корне своем означает «человек, знающий свою родословную». Со временем это слово эволюционировало. А аристократия – это знание родословной и служение Родине.
— Генеалогия казахов — насколько она однородна?
— Народ казахов однороден — говорю это с учетом изучения аутосомной карты, материнских и отцовских линий, с учетом западных, северных, южных, восточных казахов. В радиусе 2500 км мы видим однородную картину. То есть казахи аутосомно друг от друга ничем не отличаются. Хотя часто бывает так, что являясь одним народом, популяции, в зависимости от географического положения, менялись.
— Например?
— Условно говоря, русские — это восточноевропейские русские и уральские русские. Так вот, какая-то часть может превышать другую. У многих восточноевропейских народов идет либо преобладание восточной массы, либо европейской, либо примеси. А Казахстан является той точкой, где пересекаются все линии.
— Все линии пересекаются. Столько народов проходило через эту территорию. Они, наверняка, оставили след в генетическом портрете казахов?
— Генетический портрет казаха это 55-60% восточноазиатской популяции.
— Восточноазиатская популяция – это Китай?
— Это Сибирь и Монголия. 15-20% — европейская популяция. Это Восточная и Южная Европа. 15-17% — Ближний Восток и Средняя Азия. Это портрет казаха, у которого в ближайших трех поколениях не было метисации. На самом деле казахи как народ являются метисами, так как находятся между Европой и Азией. Это легко объяснимо, если взглянуть на историю. Наши предки были завоевателями, каждый воин привозил с собой женщину с севера, с юга. Эти женщины ассимилировались, но оставили след в генетическом портрете народа.
— А материнская ДНК не передается же?
— Передается. У казахских женщин разнообразие ДНК в 4 раза больше, чем у славянских женщин. Она казашка, а митохондриальная ДНК — восточноевропейская, южноевропейская, азиатская. То есть — отовсюду.
— А как вы проводите свое обследование? Вот приходит человек и хочет узнать свою родословную. И?
— Тест – это такой набор. В нем находится две капсулы и две щеточки. Берется внутренний эпителий щеки и заносится в эту капсулу. А затем отправляется в лабораторию.
— А где у нас находится лаборатория?
— В Хьюстоне.
— У нас в Хьюстоне – это очень хорошо.
— Сейчас период глобализации.
— По-моему, в Хьюстоне самая крупная лаборатория ДНК в мире.
— Мы интегрируемся в мировую базу. Если мы возьмем образцы и подготовим их в нашей лаборатории, то нам все равно не с чем их будет сравнить. Мы являемся единственными реселлерами в странах Центральной Азии. Эту компанию мы используем на аутсорсинге.
— Сколько длится сам анализ?
— 1,5-2 месяца.
— Потом человек узнает, что его шежире до 20 колена совпадает. Или произошла какая-то мутация.
— Объясню. Человек получает личный кабинет. Его данные интегрируются с миллионами других данных. И он сразу видит совпадения.
— Это как социальная сеть?
— Это и есть социальная сеть. Три вида анализа – по Y-хромосоме, митохондриальному ДНК плюс аутосомный тест. Генеалогия казахов определяется по Y-хромосоме.
— То есть по отцовской линии?
— Да. Накладывая данные, мы видим мутацию, соответствующую тому или иному роду или группе. Фактически это называется эталоном рода. Интегрировавшись в базу, вы увидите своих «совпаденцев», тех, у кого мутации в группах схожи с вашими.
— Вот вы говорите, что существует единый отец. Это не только у казахов, у всех. Но тогда получается есть и единый праотец?
— Адам и Ева.
— Американские ученые сконструировали облик Адама. В нем есть и европейские, и монголоидные, и азиатские черты.
— Нет. Только африканские. Потому что он жил на африканском континенте. Может показаться фантастичным, но генетическая генеалогия – наука, объединяющая все человечество. Говоря о казахах, мы говорим о 500-600 годах, но во временном пространстве это очень мало. Формируются народы, языки, культуры. А об основе – «кто мы?» — люди не задумываются. Все люди – генетические родственники. Что касается Адама, из года в год приходит новая информация. Выявляются новые популяции генетического Адама.
— И когда же он жил?
— Ученые приходят к мнению — примерно 120 тысяч лет назад. Взгляните на карту миграции популяций человечества: отправная точка – Африка. Через Казахстан проходят три линии. То есть такая дорога, через которую проходили народы. Более 80% народов Европы — выходцы из Центральной Азии.
— Говорят, что англичане схожи с египтянами.
— Это, скорее всего, группа R1B. Одна линия выходит из Африки в сторону Европы. А вторая снова заходит в Африку. Те египтяне, которые имеют одну гаплогруппу с британцами, у них общая миграционная линия. По этим линиям мы определяем, какой гаплогруппе соответствуют ваши предки и какая у них миграционная линия.
— Вы как-то говорили, что существует загадка человека – Бәйдібек ата.
— У многих родов есть отец – основатель рода. Этот человек является праотцом более десяти казахских родов. Исследования подтверждают, что этот человек реально существовал. Его потомки несут генетический маркер, который соответствует данным этого человека.
— Кем он был и чем занимался?
— В ближайшее время выйдет статья о нем. Многие личности окутаны тайной, которую наука может приоткрыть.
— Вы видели на нашем портале 365info.kz фотопроект «Казах+» — новое лицо. Вот здесь фото детей-метисов. Вот этот мальчик, например, египтянин. Не являемся ли мы свидетелями становления новой популяции, народности?
— Это здорово. Если проследить казахское шежире – жети ата, в нем нет родственного кровосмешения. Казахи следили за этим. Появление новой популяции метисов – это обогащение. Ваш проект показывает многообразие генов, культуры, которые смешиваются в одном человеке.
— Они же более красивые.
— С точки зрения генетики, такие люди более успешны, здоровы. Генетика не любит, когда одинаковые мутации накладываются друг на друга. Это дает какой-то сбой. Почему в казахской популяции мало генетических болезней? Потому что из поколения в поколение прослеживалось, чтобы супруги не были родственниками до седьмого колена. Чем дальше, тем лучше. Дети от таких браков более толерантны. В Казахстане проживает более 100 народов, поэтому появление метисов абсолютно логично. А вопрос национальной идентичности зависит уже от воспитания. Посмотрите на соседнюю Россию: вся аристократия – метисы. Кутузов, Тургенев. Романовы и все аристократические династии были метисами. В истории Казахстана много личностей были метисами. Но при этом идентифицировали себя с казахами. Так что…
— Будущее за метисами.
— Да.