Интеграция Беларуси, России и Армении в Евразийский союз продолжает испытывать на прочность авторынок Казахстана. Казахстанские импортеры и автопроизводители убытки уже подсчитывают и прогнозируют спад автомобильного рынка в текущем году в среднем на 30-40%.
– Согласно обзору АКАБ (Ассоциации казахстанского автобизнеса) за период с начала года, официальный рынок продаж новых автомобилей показал спад на 11,53% (205,7 млн долларов), в аналогичных показателях прошлого года эта цифра равнялась 232,5 млн долларов, – прокомментировал ситуацию на рынке по просьбе портала 365info президент АКАБ, председатель правления группы автомобильных компаний «AllurGroup» Андрей Лаврентьев.
Средняя цена предложения января на легковые автомобили и внедорожники составила 26,4 тыс. долларов, годом ранее она была на 5 тыс. долларов ниже.
– Мировой экономический кризис, политическая нестабильность в соседних странах влияют на нас. Рост средней цены предложения составил 23,78%. Подобную динамику мы объясняем доминированием продаж дорогих автомобилей на официальном рынке. Продажи в бюджетном сегменте на официальном рынке снизились, – говорит Андрей Лаврентьев.
Однако показательно, что казахстанцы теперь отправляются в салоны покупать более дорогие авто:
автомобили стоимостью до 10 тыс. долларов стали брать меньше (-8%)
модели стоимостью 15-20 тыс. долларов продаются лучше (+8%).
В 2014 году первичный авторынок Казахстана претерпел и качественные изменения. На рынок официально зашли такие мировые бренды как престижный британский Rolls-Royce и японская Mazda. Toyota пополнила модельный ряд внедорожником Fortuner казахстанского производства. Появились и автомобили более доступного сегмента, китайского бренда Geely.
– Если говорить о нашей компании, то в июле 2014 года мы подписали соглашение о промышленной сборке грузовиков и автобусов Hyundai, начали сварку и окраску кузовов автобусов Hyundai County. А в августе 2014 в Костанае, на базе «СарыаркаАвтоПром» были собраны первые легковые автомобили Hyundai, что еще раз демонстрирует веру международных производителей в потенциал рынка РК, – сказал, подводя итоги 2014 года, председатель президиума АКАБ, президент КМК «Астана Моторс» Нурлан Смагулов. – В 2015 году мы планируем расширение модельного ряда коммерческой техники Hyundai казахстанской сборки. Смотрим и на китайских производителей автотехники, чтобы в непростых экономических условиях дать возможность нашим потребителям выбирать соотношение «цена/качество», а также выполнять свои бизнес-планы. У авторынка Казахстана есть все перспективы для дальнейшего развития.
Автомобильный рынок Казахстана, активно растущий на протяжении последних нескольких лет, в прошлом году остановил свой рост. Более того, его спад по сравнению с итогами 2013 года составил 1% (3 596,7 млн долларов). В АКАБ дали прогнозы на 2015 год. Там считают, что
спад автомобильного рынка в текущем году составит в среднем 30-40%.
Впрочем, независимые эксперты рисуют отечественному авторынку еще более мрачную перспективу.
– Наш автопром автопромом можно назвать с большой натяжкой – с российским уж точно сравнивать сложно, как по объемам, модельной гамме, так и по ценам и сервису, – считает председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. – Трэйд-ин у нас так и не заработал… Программы утилизации, которые бы давали сертификат на какую-то сумму при сдаче старой машины и покупки новой, тоже нет… Дилерские цены задраны были (только сейчас они вынуждены были снизить)…. Плюс за несколько последних месяцев, по оценкам, было куплено/ввезено из России около 50 тыс. авто (это при общем количестве проданных новых авто около 150-160 тыс. за 2014 год) – значительная часть платежеспособного спроса ушла из Казахстана в Россию… В дополнение к падению в два раза цен на нефть и общему экономическому кризису — не до жиру (не до авто), быть бы живу…
По мнению многих специалистов, спасителем авторынка станет правительство РК. Кстати, уже принят комплекс мер, позволяющих при серьезном снижении объемов производства в автопроме сохранить отрасль и продолжить ее развитие.
– У автопроизводителей есть стратегический, детальный план развития до 2019 года с учетом поддержки государства. Потому что автопроизводители взяли на себя жесткие обязательства по росту локализации и увеличению производства, – говорит Андрей Лаврентьев. – Поддержка носит комплексный характер и можно ее разделить на несколько основных частей. Каждая часть включает в себя ряд дополнительных мер, которые еще обсуждаются, согласовываются. Но прогресс есть. Основные части комплексных мер состоят из следующих направлений: защитные меры рынка, поддержка самих производственных предприятий, стимулирование внутреннего рынка при помощи финансовых и банковских доступных продуктов и структурные меры для всей индустрии.