9 февраля служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s понизила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте с «ВВВ+» до «BBB». Прогноз изменения рейтингов — «Негативный». И хотя до российского «мусорного» (ВВ+) Казахстану еще неблизко, кредитные аналитики S&P дают совсем не оптимистичные прогнозы по поводу возможного развития дальнейших событий в экономике нашей страны, в том числе и по девальвации.
«Вследствие резкого снижения мировых цен на нефть в последние месяцы мы пересмотрели наши допущения на 2015-2018 годы, значительно понизив ожидаемый уровень цен. На наш взгляд, снижение цен на нефть окажет существенное влияние на перспективы экономического роста, показатели внешнего баланса и бюджетные показатели Республики Казахстан, учитывая высокую зависимость экономики страны от нефтяных доходов. В настоящее время мы ожидаем, что
рост реального ВВП замедлится до 1,5% в 2015 г., а рост показателя ВВП на душу населения составит в среднем 1,6% в течение 2015-2018 гг»,
— говорится в резюме международного рейтингового агентства.
Аналитики S&P отмечая, что экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20-30% ВВП, более 50% доходов бюджета и 60% экспорта, прогнозируют, что бюджетные показатели и показатели внешнего баланса страны ухудшатся в результате снижения цен на нефть и стимулирующих мер казахстанского правительства.
Предполагается, что темпы экономического роста замедлятся также в связи с ожидаемым влиянием на потребительский спрос (который является ключевым фактором, обеспечивавшим рост в последние годы) девальвации национальной валюты, а также внешних факторов, в том числе экономического спада в России.
«В настоящее время мы ожидаем, что дефицит по счету текущих операций (СТО) составит более 4% ВВП в 2015-2016 гг. Мы полагаем, что в 2017 г. объем внешних обязательств Казахстана (нетто) возрастет до более чем 80% поступлений по СТО по сравнению с 24% в 2013 г. Мы ожидаем, что
объемы нефтедобычи в Казахстане несколько сократятся в 2015-2016 гг. — с 81,8 млн тонн ранее до 80,5 млн тонн в 2015 г.
Мы не прогнозируем какого-либо существенного прироста нефтедобычи на офшорном Кашаганском месторождении до 2018 г. Кроме того, сохраняется неопределенность относительно того, возобновится ли эксплуатация этого месторождения и будут ли задействованы все его мощности уже на первом этапе эксплуатации. Это могло бы увеличить объемы нефтедобычи в стране на 20%. Мы отмечаем, что запуск Кашаганского месторождения не раз откладывался, а объем необходимых инвестиций пересматривался. Мы полагаем, что правительство Казахстана продолжит реализовывать меры стимулирования экономики, о проведении которых было объявлено в 2014 г., и отмечаем, что в настоящий момент правительство обсуждает дополнительные меры, однако, по нашему мнению, это не сможет компенсировать снижение потребительского спроса в этом году. Потребительский спрос был основным фактором роста в последние годы», — недвусмысленно завили кредитные аналитики.
Отмечая позитивную роль госпрограмм, направленных на поддержание экономики, аналитики S&P в то же время подчеркивают, что эффект от этих мер будет при определенном условии, а именно, когда и если доля проблемных активов в портфелях банков составит менее 10% активов.
«Стимулирующие программы представляют собой: программу объемом 5,5 млрд долл. (средства этой программы должны быть потрачены в 2014-2015 гг. на поддержку банковской системы, предприятий среднего бизнеса и инвестиции в инфраструктуру) и программу объемом 9 млрд долл. (средства будут использованы равными долями в 2015-2017 гг. на развитие инфраструктуры). Средства будут направлены на финансирование специального фонда проблемных активов, который будет выкупать проблемные активы у коммерческих банков, сформировавшиеся начиная с финансового кризиса 2008 г. Эти меры окажут позитивное влияние на рост кредитования, а значит и экономики, лишь когда доля проблемных активов в портфелях банков составит менее 10% активов, что, по нашим прогнозам, произойдет в 2017 году», — уточняют в S&P.
После финансового кризиса 2008 года, когда значительная часть средств нефтяного фонда была потрачена на поддержку экономики, правительство Казахстана стало аккумулировать сбережения, оставляя в среднем половину чистых годовых поступлений от нефтедобычи в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК), средства которого по состоянию на конец 2014 г. составляли 74 млрд долл. (33% ВВП). «Мы более не прогнозируем профицита бюджета на консолидированной основе (средства НФРК плюс государственный бюджет) в ближайшие два года. Напротив, мы ожидаем умеренного дефицита бюджета центрального правительства (без учета средств НФРК), финансируемого главным образом за счет внешнего долга — как межгосударственных кредитов, так и рыночных займов. По нашим оценкам, позиция государства как внешнего нетто-кредитора ухудшится, и превышение активов над обязательствами составит 18% ВВП в 2016 г. по сравнению с 23% ВВП в 2014 г», — дает прогноз рейтинговое агентство.
Аналитики полагают, что казахстанское правительство будет финансировать часть бюджетного дефицита за счет средств НФРК и репатриации выручки, что ослабит международную инвестиционную позицию страны. «На основании наших пересмотренных допущений относительно цен на нефть мы полагаем, что дефицит СТО составит более 4% ВВП в 2015 г. Мы также ожидаем, что в 2015 г. международные резервы страны сократятся лишь незначительно в сравнении с 2014 году», — говорится в резюме Standard & Poor’s.
В 2014 г. объем резервов был поддержан улучшением показателей торгового баланса на фоне 19%-ной девальвации национальной валюты, а также суверенными и квазисуверенными заимствованиями. В 2015 г. объем резервов будет поддержан притоком прямых иностранных инвестиций и ожидаемой репатриацией части активов НФРК.
«Учитывая неблагоприятные условия торговли и продолжающийся рост прямых иностранных инвестиций в Кашаганский и другие проекты, мы ожидаем, что в 2017 г. чистые внешние обязательства государства превысят 80% поступлений по СТО (по сравнению с 24% в 2013 г.). Мы полагаем, что Национальному банку Казахстана (НБК) придется решать сразу несколько задач в 2015 г. С одной стороны, ему будет необходимо сохранять финансовую стабильность в стране, чтобы поддержать меры правительства по решению проблем с задолженностью по кредитам, выданным банками в прошлые периоды. С другой стороны,
НБК может столкнуться с необходимостью скорректировать внешнеэкономические дисбалансы посредством корректировки курса национальной валюты»,
— предсказывают аналитики.
Кроме того, кредитные аналитики находят, что НБК не захочет противостоять проведению контрциклической фискальной политики правительства, однако будет вынужден проводить жесткую монетарную политику в целях поддержания курса национальной валюты. «Кроме того, после изменений в пенсионной системе Казахстана в 2014 г. НБК ведет операционную деятельность в условиях гораздо менее ликвидного рынка облигаций, что снижает его способность оперировать на открытом рынке. Учитывая все эти обстоятельства, мы ожидаем, что
НБК допустит постепенное обесценение национальной валюты или предпримет другие шаги по ее девальвации
в этом году в целях адаптации к более низким ценам на нефть и ослабления курса тенге по отношению к российскому рублю (по отношению к рублю национальная валюта Казахстана укрепилась примерно на 50% в номинальном выражении после девальвации тенге в прошлом году)», — полагают специалисты.