Правила регистрации транспортных средств изменились. С обновлением правил регистрации появились и новые проблемы.
Дело в том, что для оформления ПТС владелец транспортного средства, нового или впервые ввезенного на территорию Таможенного союза, помимо документов на автомобиль и договора купли-продажи должен предоставить сертификат соответствия. Об этом, черным по белому, написано в п.2 ст. 67 закона о дорожном движении: «Регистрация транспортного средства и изменение регистрационных данных запрещаются в случае отсутствия признанных государственной системой технического регулирования Республики Казахстан сертификатов соответствия для новых транспортных средств…». Но с 1 января нового года компании по оказанию сертификационных услуг никаких сертификатов не выдают и выдавать их уже никогда не будут. Согласно Техническому регламенту ТС ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», с января 2015 года сертифицировать автомобили будут по новым правилам.
Согласно п.8 техрегламента «документом, удостоверяющим соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств не старше 3-х лет импортируемых в Таможенный союз будут являться «Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства», а для автомобилей старше трех лет – «Одобрение типа транспортного средства». Процедура получения, свидетельства (которое необходимо всем импортерам, в том числе и физическим лицам, – прим. ред.), будет простой, а вот одобрения возможно очень сложной, так как придется проводить испытания.
Однако участников семинара, посвященного теме оформления документов транспортных средств в соответствии с требованиями технического регламента больше волновал другой вопрос:
– До первого января 2015 года выдавался документ, который назывался «Сертификат», а с начала этого года будут выдаваться свидетельства и одобрения, но в законе-то написано «Сертификат»! А это значит, что при регистрации транспортных средств полицейские будут требовать именно «Сертификат», и вряд ли их устроят какие-то «свидетельства и одобрения», – интересовались участники семинара. – Невозможно объяснить сотрудникам адмполиции, что это одно и тоже.
– Не стоит обращать внимание на то, что там написано «Сертификат», – объяснил генеральный директор РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Арман Шаккалиев. – У понятия «Оценка соответствия» есть разные формы. Сертификация – это форма оценки соответствия, которая действовала у нас в национальном режиме. Теперь у нас две новые формы это «Одобрение типа» и «Свидетельство о безопасности конструкции ТС». В последних правилах (которые скоро должны быть опубликованы, – прим. ред.) это понятие обезличено, используется словосочетание «документ об оценке соответствия». Соответствующее разъяснение будет направлено во все заинтересованные ведомства.
Кроме того, как подчеркнули на семинаре, соответствующие изменения обязательно должны быть внесены в закон «О дорожно движении».
Другой вопрос, который также интересовал участников семинара: необходимо ли проходить освидетельствование если авто привезли из России?
– В разъяснении говорится, что нет необходимости, но практика показывает обратное, – утверждали участники.
На этот вопрос был дан однозначный ответ:
– Все, что сейчас находится на территории союза, является товаром, а у нас свободное хождение товаров.
– Даже если это праворульные авто? – настойчиво интересовались участники.
– Таможенных границ внутри союза нет, а значит привезти авто из России или Белоруссии все равно, что из Акмолинской области в Алматинскую. Мы не должны чинить препятствия.
В связи с чем в закон «О дорожно движении» видимо также потребуется внести изменения, так как п.1 ст. 67 запрещает первичную регистрацию транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам и перевозки по ним людей или грузов с правосторонним расположением органов управления.