Законопроектом «О лотереях и лотерейной деятельности» предусматривается ограничить в РК количество операторов лотереи до трех, передает КазТАГ.
«Законопроектом предлагается ограничить количество операторов до 3, по 1 оператору на каждый вид лотереи, а также классифицировать лотереи на тиражную, моментальную и комбинированную», — сказал министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы на презентации законопроекта в мажилисе парламента Казахстана в четверг.
По его словам, 50% от дохода будут отчисляться операторами в призовой фонд, 20% — это доходы оператора, еще 20% — расходы и 10% — отчисления в бюджет.
«В данное время, честно говоря, ни мы, как уполномоченный орган, ни налоговые органы, никто не может контролировать — сколько процентов доходов от лотереи идут на призовой фонд», — пояснил он.
Глава ведомства отметил, что доходы от лотереи обеспечивают значительную часть бюджетных расходов на культуру, развитие спорта, образования, здравоохранения и другие социальные цели. К примеру, прошедшая в 2012 году Олимпиада в Лондоне на 23% была профинансирована за счет лотереи.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается закрепить четкую классификацию лотерей на моментальную, тиражную и комбинированную. На каждый вид лотереи предлагается определить только одного оператора.
«Отбор будет осуществляться на основании конкурса, проводимого уполномоченным органом. Решение о предоставлении права проведения лотереи лицу будет приниматься комиссией, создаваемой при правительстве РК», — указывается в записке.
Кроме того, важным нововведением в предлагаемом законопроекте является внедрение социальной ориентированности деятельности операторов лотерей. Для чего предлагается ввести обязательную уплату отчислений от лотереи – 10% от разницы между выручкой и призовым фондом в республиканский бюджет ежеквартально.
Также ожидается увеличение налоговых поступлений от лотерейной деятельности, появится возможность привлекать дополнительные (внебюджетные) средства на решение социальных вопросов (развитие физической культуры и спорта). Вместо лицензионной модели предусматривается переход к конкурсной (контрактной) модели с установлением следующих новых требований: формирование уставного капитала в размере не менее 300 тыс. МРП; размещение и обеспечение работы у уполномоченного органа центра обработки лотерейной информации. Расходы по размещению и обеспечению работы у уполномоченного органа центра обработки лотерейной информации могут быть покрыты за счет уставного капитала.
Как указывается в пояснительной записке, на сегодня государственное регулирование лотерейной деятельности в стране сводится лишь к выдаче лицензий. В настоящее время в негосударственном секторе рынка лицензии имеют более 70 хозяйствующих субъектов, из них реально осуществляют деятельность – 10 организаций.
По данным правительства Казахстана, общий объем поступлений налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет от проведения лотерей в 2009 году составил около Т48 млн, в 2010 году – около Т153 млн, в 2011 году – около Т219 млн, в 2012 году – около Т433 млн, в 2013 году – около Т533 млн.
1 МРП = Т1982.