В Никарагуа начали рыть канал между Тихим и Атлантическим океанами. Альтернативный Панамскому новый Большой никарагуанский межокеанический канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, планируется провести через озеро Никарагуа. Проект оценивается от 40 до 50 млрд долларов, что в пять раз превышает годовой показатель ВВП Никарагуа. Начало эксплуатации канала намечено на 2019 год, а полное завершение строительства – на 2029-й.
Согласно опубликованным данным, глубина Никарагуанского канала будет достигать 30 метров (Панамского –12 метров), ширина – от 230 метров (150 метров), протяженность – около 290 километров (82 км). Такие параметры Никарагуанского канала позволят пропускать по нему суда дедвейтом до 250 тысяч тонн, что вдвое больше тоннажа судов пропускаемых по перегруженному (очередь прохода продаётся на аукционах) Панамскому каналу.
Власти подчеркивают, что этот проект обеспечит «светлое социально-экономическое будущее» Никарагуа и, превратив страну из аграрной окраины в мировой транспортно-логистический хаб, позволит вытащить из бедности и нищеты сотни тысяч ее граждан. Строительство канала может создать до 40 тысяч постоянных рабочих мест и ежегодно приносить в бюджет страны миллионы долларов дохода.
Строительство в Никарагуа нового межокенского канала, безусловно, повлияет на геополитическую ситуацию, особенно в Западном полушарии, поскольку появятся выигравшие и проигравшие. В числе первых, крупные экспортеры сырьевых и промышленных товаров (Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Китай, Япония, Южная Корея). Среди вторых окажутся Панама, Мексика, другие центральноамериканские государства, США. И это понятно. Строительство нового канала не только сильно укрепит возможности БРИКС, но и позволит, к примеру, Венесуэле перенаправить значительную часть своего нефтяного экспорта с американского на азиатские рынки, а также расширит экспортную экспансию азиатских «тигров» на рынки стран Латинской Америки, что приведет к ослаблению влияния США в регионе.
В Вашингтоне еще до начала строительства нашли массу аргументов, почему нельзя строить новую водную магистраль. Мол, в зоне канала много вулканов, возможны сильные землетрясения, прокладка русла через озеро Никарагуа убьет там всю флору и фауну. Начавшееся же 22 декабря прошедшего года строительство нового судоходного канала, альтернативного действующему Панамскому каналу, крайне обеспокоило Вашингтон и он потребовал от правительства Никарагуа раскрыть информацию о деталях проекта (раскрытия финансирования, данных экологических исследований, обнародования методологии по решению вопросов о собственности).
Однако, надо полагать, что и в случае отказа (Никарагуа как независимое государство не должно оправдываться за действия на своей территории), и в случае согласия в проекте будут найдены изъяны (например, экологического характера) и начнутся массированные медийные атаки с требованием отказа от строительства канала. Затем, по обкатанному уже не раз сценарию, в Никарагуа может высадиться и американская морская пехота. Пока же политологи, напоминая о предстоящих в 2016 году в Никарагуа выборах, достаточно уверенно утверждают, что в случае новой победы сандинистов в стране будет организован «майдан» с требованием пересчёта голосов. Основания для этого уже есть: 24 декабря протест против строительства канала устроили около 300 недовольных «фермеров» и после того как мирные протестующие используя мачете, камни и палки атаковали полицейских, последним пришлось разогнать внезапно возникших противников канала.
Ради контроля над Панамским каналом США в свое время устроили переворот и отторгли часть принадлежавшей Колумбии территории, создав на ней под своим протекторатом новое государство – Панаму. Неоднократные попытки Панамы получить контроль над каналом безжалостно подавлялись. В последний раз, в 1989 году, США, высадив 20-тысячный десант морских пехотинцев, свергли президента Мануэля Норьегу, вывезли его в США и, обвинив его в торговле наркотиками, упрятали за решетку.
С начала 2000 года, когда закончился срок аренды, территория Панамского канала перешла к панамцам. Тогда же Панамой был объявлен тендер на управление каналом, и выигравшая его китайская компания Hutchison Whampoa под контролем панамских властей фактически стала им управлять.
Однако США заранее позаботились о законодательном механизме, который позволил бы им сохранять контроль над каналом. Согласно договору о полном нейтралитете Панамского канала, США получили право военного вмешательства «в случае возникновения угрозы межокеанскому транспортному пути». Таким образом, США, передав канал панамским властям и сняв с себя финансовое и техническое бремя его обслуживания, стратегический контроль оставили за собой.
В одиночку реализовать проект трансокеанического канала Никарагуа не под силу, поэтому президент Даниэль Ортега предлагает создать международный консорциум, где Никарагуа будет принадлежать 51% акций, а иностранным инвесторам, которые построят этот канал за свой счет — 49%. По словам гендиректора Агентства инвестиционного развития Никарагуа, к строительству будут привлечены инвесторы из России, а также стран Азии и Латинской Америки. Ожидается, что основным инвестором и подрядчиком станет Китай. Экономическое участие России тоже предполагается, но в меньшей степени, чем китайское. По мнению гендиректора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, канал для России – «это вариант размена с американцами. Они нам создают проблемы с Украиной, а мы им – в их подбрюшье. И есть повод для торга».
Даниэль Ортега, с целью обезопасить проект новой водной магистрали от противодействия США, заключил с Россией специальное соглашение о его военном прикрытии. Согласно утвержденному правительством РФ 2 января договору, российские боевые корабли будут иметь возможность упрощенного порядка захода в порты этой центральноамериканской страны и беспрепятственного несения службы в ее территориальных водах. В Никарагуа будут получать топливо и российские воздушные танкеры, чтобы летать с местных аэродромов на дозаправку стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95. Безусловно, все это пока далеко от паритета с базами США в Румынии и Польше, но присутствие российских ракет в регионе, который Вашингтон считает своим «задним двором», вряд ли доставит американцам удовольствие.
Китай последовательно усиливает свое влияние в Южной Америке, руководствуясь стратегией «мирного возвышения» в тылу у США. Причем «мирное возвышение» реализуется через масштабные экономические (особенно, транспортные) проекты, все теснее привязывающие эти страны к Китаю. Аналогом реализуемому в Евразии новому Шелковому пути для Китая и сооружаемой в Колумбии 220 километровой железнодорожной магистрали, соединяющей порты Тихого океана и Карибского моря, может стать строительство трансокеанского канала в Никарагуа.
Несмотря на то, что Никарагуа признала Тайвань и не имеет с КНР дипломатических отношений, гонконгская фирма HK Nicaragua Canal Development Investment не только получила концессию на строительство канала, но и целый ряд безналоговых дополнительных проектов: строительство железной дороги, международного аэропорта, двух океанских портов (в тихоокеанском Брито и атлантическом Пунто-Агила), нефтепровода, двух зон свободной торговли. По информации некоторых экспертов, компания возникла 20 августа прошлого года, зарегистрирована в Гонконге с уставным капиталом 64 тыс. долларов. По-видимому, за этой частной компанией стоят власти Китая, желающие взять под контроль грузопоток из Юго-Восточной Азию в страны Латинской Америки, США и Европу. Иначе, где компания, готовая потратить в джунглях Никарагуа десятки миллиардов долларов, возьмет их?
Сергей Смирнов