В 2015 году экономисты прогнозируют ослабление курса тенге, а компании рисуют для себя девальвационные сценарии ближайшего будущего, потому как ожидания девальвации очень высоки. Пока Нацбанку удается удерживать курс тенге в рамках обозначенного в феврале коридора 170–188 тенге, но год только начался…
Директор департамента аналитики АО «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов говорит, что «значительного ослабления курса тенге в этом году, даже несмотря на все существующее давление со стороны низких цен на нефть и слабого российского рубля, не ожидается. Базовый сценарий предполагает плавное снижение курса национальной валюты в рамках установленного коридора Нацбанка РК 170-188 тенге за один американский доллар».
– Мы полагаем, что ближе к середине года будет достигнута верхняя планка, – считает Айвар Байкенов. – В дальнейшем, во второй половине года, мы ждем стабилизации ситуации и определенный рост на рынке нефти до уровня $60-70 за баррель, а также укрепление курса рубля против доллара до 50 и ниже. В условиях поставленной задачи по дедолларизации экономики резких колебаний курса Нацбанк не допустит. При этом регулятор в данном вопросе будет работать не один, а совместно с правительством. В целом мы уже видим, что после ряда предпринятых мер ситуация на нашем валютном рынке несколько стабилизировалась.
Ежедневные объемы торгов упали по сравнению со средними декабрьскими цифрами втрое. Давление на валютные резервы ослабло.
Ставки на межбанковском рынке стабилизировались, а Нацбанк активно предоставляет коммерческим банкам тенговую ликвидность.
– Считаете, что этого достаточно, чтобы справиться с кризисом?
– В стране был запущен кризисный сценарий развития, предполагающий в первую очередь сокращение государственных расходов. То есть ради повышения доверия к тенге власти готовы пожертвовать высокими темпами роста. Однако даже небольшой, но положительный рост в текущих мировых условиях — весьма позитивный знак.
– Если говорить об отношениях «тенге – рубль», как они будут складываться?
– По рублю ситуация, конечно, достаточно сложная, когда влияние не только со стороны нефти, но и имеется давление санкций и внутренних проблем. Казахстанская экономика в этом моменте имеет определенные преимущества. У нас, в отличие от России, есть доступ к внешнему фондированию, при этом суверенный рейтинг на две ступени выше.
С учетом наших ожиданий к концу года курс RUB/KZT может вырасти до 3,7.
– Что посоветуете казахстанцам, которые хотят сохранить накопления?
– В таких условиях населению и бизнесу по-прежнему необходимо придерживаться правила диверсификации. Многие тенговые активы сейчас весьма привлекательны и предлагают весьма хорошую доходность – более 20% годовых (речь идет об акциях РД КМГ, КазТрансОйл, Кселл). Часть накоплений необходимо вкладывать в валютные активы. В виду того, что депозиты в долларах или евро сегодня практически не дают доходности, необходимо присмотреться к прочим активам. Инвестировать в отдельные акции или облигации может не каждый частный инвестор. Поэтому в такой ситуации можно направить средства в паевые инвестиционные фонды.