Согласно сведениям Министерства здравоохранения и социального развития страны, в прошлом году из дальнего и ближнего зарубежья в Казахстан прибыло более 3 тысяч семей этнических казахов — примерно 7 тысяч братьев вернулись на историческую родину. Однако существующие в законодательстве противоречия рождают непреодолимые трудности нашим новоиспеченным соотечественникам в постановке на постоянную регистрацию по месту жительства и получении гражданства РК.
До 2000 года вопрос предоставления гражданства оралманам не был урегулирован законодательно. Принятый в 2000 году, Закон «О гражданстве» несколько облегчил казахам обретение гражданства. Согласно этому закону, этническим казахам, прибывающим из-за рубежа, достаточно было доказать, что он казах, и уже через 2-6 месяцев без каких-либо преград получали гражданство РК. Однако политическая оценка жанаозенских событий в декабре 2011 года негативно отразилась на возвращении оралманов — власти Казахстана успели принять несколько законодательных актов и постановлений, ограничивающих прибытие оралманов. Самое печальное — эти законодательные акты сделали почти невозможным вопрос постановки этнических казахов на постоянную регистрацию.
Кроме того, принятый в прошлом году с большим скандалом закон «О трудовых мигрантах» продлил срок получения гражданства оралманами до четырех лет. Это привело к тому, что большинство казахов, вернувшихся на историческую родину, до сих пор не могут встать на постоянную регистрацию. Это привело к тому, что многие из них вынуждены были вернуться в страны, откуда прибыли.
Аксакал Мухтарбек Салиулы рассказывает, как в 2009 году прибыл из Китая:
– В то время обретение гражданства оралманами было не таким сложным, как сегодня. Вернулся я с двумя сыновьями. Старший из них воспользовался льготами, которые существовали на тот момент, и успел обрести гражданство. А младший сын, прибывший через полгода после него, столкнулся с неразрешимой проблемой. Не говоря уже о получении гражданства, до сих пор не может встать на постоянную регистрацию. После приезда сюда он женился. Сколько мы бегали, чтобы оформить постоянную регистрацию, когда сноха была беременна! Человека, не имеющего постоянную регистрацию, оказывается, не принимают, даже в больницах. В конце концов, пришлось обращаться в платную клинику, где сноха и родила. Внуку выдали свидетельство о рождении. Однако к тому времени закончился срок годичной визы снохи, делать нечего, она была вынуждена идти в консульство Китая в Казахстане, оформлять новорожденному сыну китайский паспорт и возвращаться туда, откуда прибыла. По возвращению в Китай она начала оформление новой визы и простояв два месяца в очереди в паспортно-визовый отдел посольства Казахстана в Китае, в ноябре получила визу и в декабре вернулась сюда. Теперь им необходимо быстрее получить гражданство РК, чтобы оформить положенные социальные выплаты на новорожденного, а также получить ИИН и встать в очередь на детский сад. А сыновья так и не могут устроиться на работу. Насколько мне известно, скоро должны принять закон о миграции населения, который предоставит льготы оралманам в оформлении постоянной регистрации и обретении гражданства. Вот уже середине января, когда же будет принят закон? — сетует аксакал.
Важно отметить — Мухтарбек на свои средства купил квартиру в Алматы, но уже на протяжении пяти лет не может прописать своих детей в этой квартире.
Член республиканского объединения оралманов «Жебеу» Базаралы Арипулы рассказывает свою историю переезда из Китая в 1995 году:
– Пять лет я торговал на рынке. Однако, оставшиеся на чужбине братья изъявили желание вернуться на отчую землю и попросили меня оказать им помощь. Так в 2000 году я открыл ТОО «Нур-Шугыла» и начал оказывать услуги казахам Китая в оформлении приглашения, получении визы и в подготовке необходимых документов после переезда в Казахстан. Однако после 2011 года прибытие казахов из-за рубежа почти прекратилось. Это было вызвано усложнением процессов постановки на постоянную регистрацию и получения гражданства. Раньше казахи Китая после окончания срока визы могли продлить таковую в органах миграции. Сейчас такая практика вовсе прекращена. В одно время даже визу прибытия ставили только на три месяца. Благодаря обсуждению этой проблемы на IV Курултае казахов мира удалось продлить срок визы до одного года. Но в законе до сих пор существуют статьи, которые рождают большие трудности для оралманов. Так, граждане Китая, желающие постоянно жить в Казахстане, должны выйти там из постоянной прописки. Во-вторых, должны предоставить справку об отсутствии судимости. Это стандартные требования к иностранным гражданам, которые существовали и раньше. Однако в конце каждой статьи была приписка — «настоящее не касается этнических казахов». В последней редакции это уточнение отсутствует, что уравняло этнических казахов с другими иностранцами, прибывающими на постоянное местожительство в Казахстан. Кроме того, появилось требование подтверждать два вышеназванных документа в консульстве Китая в Казахстане. Поначалу консульство Китая без проблем подтверждало их, но через год для их подтверждения стало требовать целых четыре документа – отсутствие задолженности в банке, для госслужащих справку, подтверждающую увольнение, справку об отсутствии судимости, справку об аннулировании НОПОСТ-та. Последние два документа получить очень трудно. Хотя гражданам, имеющим судимость, Китай попросту не выдает паспорт на выезд из страны вообще! Во-вторых, по законодательству Китая, если гражданин страны переехал на постоянное местожительство в другую страну или получил гражданство другой страны, то получает об этом извещение специальной нотой, что автоматически лишает его гражданства Китая. А НОПОСТ – документ о регистрации. Его аннулирование означает выход из гражданства Китая. Человека, не получившего гражданство другой страны, Китай никогда не лишает гражданства. Поэтому мы просим из закона «О миграции населения», который сегодня, якобы поступил в мажилис Парламента, исключить эти требования.
Кроме того, раньше студенты могли, приехав в Казахстан по учебной визе, с регистрацией в общежитии, оформить гражданства РК. Сегодня после завершения учебы они должны покинуть Казахстан. Эта норма отбила желание молодежи оставаться в Казахстане на постоянное жительство и трудиться здесь. Вернувшись в страну откуда прибыли, молодые люди уже не желают возвращаться в Казахстан. Поэтому хотелось бы вернуть эту возможность молодежи закрепиться в Казахстане, – говорит Базаралы Арипулы.
Руководитель управления по урегулированию этнической миграции Комитета по миграции Министерства здравоохранения и социального развития РК Марат Токсамбаев сообщил, что новая редакция закона «О миграции населения» прошла обсуждение в правительстве и поступил на рассмотрение мажилиса Парламента:
– Правительство одобрило проект закона, и он направлен в мажилис. Сейчас законопроект рассматривается в комитетах нижней палаты законодательного органа. Думаю, прохождение всех необходимых процедур займет 5-6 месяцев. В проект внесены все требования, о которых мы говорили. Самое главное, законопроект предусматривает региональные квоты и предоставление гражданства в течение трех месяцев. Теперь осталось решить проблему постановки на постоянную регистрацию. Надеемся, что общественные институты примут активное участие в обсуждении законопроекта и приложат усилия, чтобы урегулировать все нюансы, касательно этой проблемы и смягчения требований органов внутренних дел.