Среди автолюбителей – переполох. Депутаты приняли целый букет нововведений: с 1 января вступили в силу обновленный КоАП и уточнения в закон «О дорожном движении», а с 7 января начнут работать новые ПДД. Опуская тонкости, отметим — полицейские хотят упростить жизнь моторизованным казахстанцам и от этого, вроде бы, выиграют все. Но, на самом, деле из-за законодательных коллизий возникают сложности, жертвами которых могут оказаться, конечно же, простые автолюбители.
«Доверенность на управление автотранспортным средством отменена с 1 января 2015 года! Регистрации и учета в полиции поверенных водителей больше нет. Дорожно-патрульная полиция не вправе требовать от вас доверенность», – написал на своей страничке в ФБ адвокат Джохар Утебеков.
Другой известный юрист, управляющий партнер Казахстанской лиги юристов Жангельды Сулейманов, также в ФБ утверждает обратное:
«Очень интересным является норма закона о дорожном движении, согласно которой собственник автомобиля имеет право передать другому водителю управление автомобилем в простой письменной форме. То есть, законодатель разрешает передать управление автомобиля, но при оформлении простой письменной доверенности. Из этого следует, что собственник автомобиля, даже находясь на пассажирском кресле, обязан выписать водителю письменную доверенность».
Ключевой вопрос — как трактуют эту ситуацию полицейские?
– Сотрудники полиции не могут требовать у водителей доверенность на управление автомобилем. Если за рулем находится не собственник автомобиля, то ему достаточно предъявить права, свидетельство о регистрации ТС и полис ГПО владельца автомобиля, – объяснила сотрудница пресс-службы Комитета дорожной полиции МВД РК Ирина Лукьянина. – Правда здесь возникла небольшая юридическая коллизия: в ПДД, которые вступают в силу с 7 января, пункт о доверенности присутствует, тогда как в законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», вступившем в силу 1 января 2015 года, был исключен 5 абзац подпункта 1) пункта 3 статьи 54, который гласил о необходимости иметь при себе документ, подтверждающий право использования транспортного средства на основании доверенности с обязательной регистрацией. Дело в том, что обновленные ПДД были подписаны раньше, чем этот закон и в настоящее время подготовлен проект постановления правительства, благодаря которому эта юридическая коллизия будет исключена.
Введение 50-процентной скидки на оплату штрафов за нарушение ПДД автовладельцы ждали давно. Наконец дождались, но не совсем того, на что рассчитывали.
Согласно закону, стандартная коррупционная такса «половина штрафа – в карман инспектору» стала государственной и рядовым инспекторам теперь придется штраф «четвертовать», довольствуясь половиной от половины, чтобы конкурировать с «государственной скидкой». Это, конечно, радует простого автовладельца, но вот на «письма счастья» от видеофиксаторов (ст. 810 КоАП РК «Основания сокращенного производства по делу об административном правонарушении»), к сожалению, не распространяется.
– Согласно п.2 ст.810, сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях административных правонарушений, зафиксированных сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, – сообщила Ирина Лукьянина.
Иными словами, скидка работает, если штраф выписал инспектор. Если штраф «выписан» видеофиксатором — скидки не будет.
«Уважаемые законодатели, вы не пробовали поставить на заднее сиденье три кресла и проехать с маленькими детками более 3000 км?», – интересуются пользователи казахстанских форумов, недовольные проявленной заботой о безопасности детей.
– В новых ПДД норма звучит так: «Запрещено перевозить детей до 12 лет при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности предусмотренных конструкцией транспортного средства», – объяснили в пресс-службе Комитета. – Тем, кто считает, что это дорого и занимает много места в салоне, можно купить бустер для детей на заднее сиденье, он недорогой, малогабаритный и его легко убрать в багажник. Можно пристегнуть детей специальными дополнительными ремнями. Главное, чтобы ребенок до 12 лет находящийся в салоне автомобиля был пристегнут. Если в салоне 3 или 4 ребенка, то все они обязательно должны быть пристегнуты, но на переднем сиденье перевозить детей можно только в специальном удерживающем устройстве, то есть в автокресле.
Кроме того, как подчеркнули в пресс-службе административной полиции, детское кресло, нужное конкретному пассажиру, всегда должно быть доступно и в такси.
– Вызывая такси, граждане с детьми должны сообщать диспетчеру о том, что им необходимо перевезти ребенка, для которого требуется специальное устройство, – говорит Ирина Лукьянина. – Если таксист согласится перевезти детей без автокресел, он будет привлечен к административному наказанию за то, что не обеспечил правильную перевозку пассажиров в салоне своего транспортного средства.
Еще один новогодний «подарок» вверг в шок многих водителей: остановить автомобиль инспектор имеет право, не объясняя причин остановки! И к тому же, не обязан подходить сразу после остановки.
«Представляется такая картина: стоит труженик полосатой палки и тормозит всех подряд в надежде найти того, у кого не все в порядке. Ты – десятый в этой очереди. Это нормально?», – негодуют казахстанские пользователи соцсетей.
– В статье 54 пункт 2 часть 3 закона РК о дорожном движении сказано : «водитель механического транспортного средства имеет право получить от лица, обладающего правом проверять документы у водителя или использовать транспортное средство, разъяснение причины остановки транспортного средства, – уточнили в пресс-службе комитета.
«Проверка документов» возможна лишь на стационарных постах. Вне их инспектор может тормознуть автомобиль, только если имеет вескую причину, например, для опроса водителя в качестве свидетеля ДТП, для привлечения в качестве понятого или для оказания помощи полиции.
– Если вы считаете, что инспектор долго не подходит к вашему автомобилю, можно позвонить по номеру 102 с любого сотового телефона и пожаловаться на действия инспектора, – добавила Ирина Лукьянина.
«Теперь достаточно страховать ГПО только собственника автотранспортного средства! Родственников и прочих поверенных страховать необязательно, – сообщил адвокат Джохар Утебеков. – Теперь можно взять у друга, родственника машину и ехать! Лишь бы у вас был техпаспорт (СРТС) на нее».
В Комитете административной полиции подтвердили: «вопросов к водителю, если он не внесен в страховой полис, у сотрудника административной полиции не будет, так он обязан иметь при себе страховой полис владельца транспортного средства».
Однако в страховой компании «Лондон-Алматы» уточнили, что если человек не был вписан в страховой полис и стал виновником ДТП, то страховщик имеет право отказать в осуществлении страховой выплаты потерпевшему, несмотря на то, что потерпевший в ДТП может быть застрахован. В итоге, виновник ДТП и пострадавший будут урегулировать свои претензии в суде.
– Законом внесены поправки в определение «владельца транспортного средства», согласно которым исключено право управления транспортным средством на основании доверенности. Вместе с тем, нормы вновь принятого закона не дают исчерпывающий перечень документов, подтверждающих законное основание управления транспортным средством, так как слово «другое» не исключено. Применяя общепринятое правило «разрешено все, что не запрещено» получается, что доверенность также может являться законным документом на право владения транспортным средством, – объяснила заместитель председателя правления АО «Фонд гарантирования страховых выплат» Марина Шиповалова. – Кроме того, из подпункта 8) пункта 1 статьи 25 ЗРК «Об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств» (перечень документов для получения страховой выплаты) исключен документ, подтверждающий право страхователя (застрахованного) на управление транспортным средством. Данные изменения, полагаем, могут затруднить осуществление страховой выплаты потерпевшему и предъявления регрессного требования страховщиком к виновнику транспортного происшествия, а также являются основанием для неправильного толкования норм законодательства. Так передача транспортного средства в управление незастрахованному лицу не освобождает владельца транспортного средства от ответственности за причинение вреда третьим лицам, как владельца объекта повышенной опасности в соответствии с гражданским законодательством. А «необязательность» страховать всех лиц, которые управляют транспортным средством, в результате не снимает ответственности с владельца авто и каждый автовладелец должен для себя решать, готов ли он доверить свое авто незастрахованному лицу.
– ГПО – вид страхования обязательный, может ли человек управлять ТС, не имея полиса вообще?
– Норма, запрещающая управление транспортным средством без наличия страхового полиса, действует с момента введения обязательного страхования ГПО владельцев транспортных средств и ее никто не отменял. Вместе с тем, так как нормы, введенные с начала 2015 года, являются не совсем корректными и не стыкуются с действующим законодательством и системой обязательного страхования ГПО владельцев транспортных средств, то они создают почву для таких выводов и своего рода правовую коллизию.
Штрафы в Казахстане действительно выросли, но не по просьбе гаишников. Все штрафы рассчитываются по расчетному показателю — МРП. Именно он был изменен с 1 января 2015 года — увеличен до 1982 тенге. Из-за этого подскочили и штрафные расценки. Гаишники тут ни при чем.