С августа прошлого года нефть стала катастрофически дешеветь, вызывая нарастающую с тех пор панику на мировом рынке. Некоторые аналитики увидели в этом сговор США и Саудовской Аравии с целью нанести сокрушительный удар по экономике несговорчивой России. Аналогичный рецепт уже применялся — когда-то эти же две страны нанесли удар по экономике СССР — такая версия существует и заслуживает внимания. Ибо, если вспомнить, в марте прошлого года в Эр-Рияде состоялась встреча президента США Барака Обамы и короля Саудовской Аравии Абдаллы, после чего все и началось.
А незадолго до этого американские СМИ приводили слова «великого и ужасного» Джорджа Сороса, предлагавшего правительству ежедневно выставлять на продажу по 500-700 тысяч баррелей из стратегических запасов США, в которых на тот момент было накоплено порядка 700 миллионов баррелей. Это, по его мнению, должно было привести к падению цены на 10-12 долларов в день и в конечном счете обрушить экономику главного геополитического соперника. Возможно в Конгрессе к словам финансового функционера прислушались, поскольку буквально сразу же после оглашения результатов референдума в Крыму Обама распорядился выбросить на рынок 5 миллионов баррелей американской стратегической нефти. Однако примерно через две недели аналитики Вашингтона пришли к мнению, что подобные действия долговременного эффекта не возымеют. А стратегический запас — есть запас стратегический. И разбазаривать его нельзя.
В этой связи вышла статья редактора журнала Foreign Policy Стива Левина, в которой он высказал идею предложить Саудовской Аравии увеличить производство нефти в пределах двух-трех миллионов баррелей в сутки, что могло бы существенно обвалить цену. Возможно, это просто совпадение, но после этого Обама отправился в гости к королю Абдалле.
Официальной целью визита американского президента в королевство значилось обсуждение вопросов поставок сирийским повстанцам, воюющим с правительственными войсками Башара Асада, американских переносных зенитно-ракетных комплексов и противотанковых систем. Однако многие эксперты тогда выразили сомнение в том, что Обама лично приехал в Саудовскую Аравию для обсуждения исключительно этого, пусть даже весьма важного для США, вопроса. Обычно для таких дел используется госсекретарь.
Именно потому что встреча была максимально закрытой, появилась версия, что на ней обсуждались грядущие корректировки цен на нефть как единственного рычага воздействия на Россию, активизировавшую свою геополитическую деятельность. Все знают, что, будучи ведущим экспортером углеводородов, Саудовская Аравия легко может на какое-то время резко нарастить их добычу, тем самым существенно изменить положение дел на мировом рынке энергоресурсов и «поставить на место» любого, кто торгует нефтью.
Однако снижение стоимости пусть обильного, но все же единственного для саудитов источника благосостояния им тоже нежелательно, поскольку отражается на выполнении социальных программ в стране и может вызвать негативные внутриполитические последствия. Но, по всей видимости, оглядываясь на Исламское государство (ИГ), боевики которого как раз к тому времени подобрались к самым границам королевства, король согласился. Единственный плюс этой вынужденной меры для Эр-Рияда был в том, что она ударит и по его злейшему врагу — Ирану, заставив его пойти на уступки по своей ядерной программе. Возможно, об этом говорил королю и Обама. Ну и, в конце концов, подушка безопасности в 800 миллиардов долларов позволяет махнуть на все рукой и продержаться на плаву явно дольше других государств-экспортеров нефти.
Следует отметить, что начало активного снижения цен на черное золото совпало с активизацией военных действий на юго-востоке Украины и введением экономических санкций Евросоюза в отношении России. Однако после этого американцы, к удивлению саудовских арабов, не только продлили временное соглашение с Ираном по ядерной программе, но и смягчили санкции в его отношении.
Тем временем королевство сверстало бюджет на 2015 год, который из-за упавших цен оказался дефицитным и при котором расходы должны превысить доходы на 39 миллиардов долларов, что непременно заставит их залезть в собственные золотовалютные резервы.
Интересно, что изначально многие думали, что крупнейший нефтедобытчик ОПЕК в следующем году будет опираться на цену в 60 долларов за баррель, но оказалось, что саудовцы настроены более оптимистично, и ожидают котировки в 80 долларов. Об этом в частности сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на бывшего главного советника по экономике Министерства финансов Саудовской Аравии Джона Сфакианакиса. Скорее всего, исходя из этого, 19 декабря прошлого года последовало заявление министра энергетики страны Али аль-Нуайми о том, что в течение 2015 года цена нефти стабилизируется. Такое заявление не могло не прибавить оптимизма всем экспортерам нефти, что сейчас испытывают проблемы из-за низких цен. Рынок отреагировал. 20 декабря баррель слегка «подпрыгнул» на биржах Лондона и Нью-Йорка и с тех пор в течение некоторого времени незначительно колебался.
Случайно или нет, 5-го января года нынешнего ИГ анонсировало вторжение в Саудовскую Аравию. Информация об этом появилась на страницах издания International Business Times со ссылкой на информационное агентство Reuters.
— Королевство, входящее в международную коалицию против «Исламского государства», является крупнейшим производителем и экспортером нефти, — прокомментировал ситуацию аналитик Мустафа Алани, чьи слова приводит издание. – Поэтому, планируя вторжение в Саудовскую Аравию, дабы сделать ее частью своего халифата, ИГ предвкушает тройной приз. Зная склонность жителей приграничного с Ираком региона к сепаратизму, суннитское правительство Саудовской Аравии не раз предпринимало попытки подавления экстремистских настроений. И теперь вынуждено налаживать отношения с шиитами Ирака. Поскольку, если боевики ИГ вторгнутся на территорию королевства, они практически беспрепятственно дойдут до Эр-Рияда по безлюдной пустыне.
По всей видимости, сей аргумент оказался более чем убедительным, поскольку заявления о возможной стабилизации цен тут же прекратились. И теперь саудиты вместе с остальными членами ОПЕК не подают никаких признаков того, что это когда-то произойдет. А министр энергетики Али аль-Нуайми, напрочь забыв о том, что говорил 19 декабря, буквально на днях запел совершенно другую песню:
— Если Саудовская Аравия снизит производство, цены пойдут вверх. Русские, бразильцы и разработчики сланцев в США заберут нашу долю рынка, — сказал он в интервью телеканалу Al-Jazeera. — Мир может больше никогда не увидеть цену барреля в 100 долларов.
По его теперь уже новым оценкам, бюджеты стран Персидского залива способны выдержать длительный период снижения цен, так как себестоимость добычи в регионе составляет 4-5 долларов за баррель.
ИГ после этого остановилось у границ и вторжения пока не произвело. Напомним,
на сегодняшний день оно уже владеет одиннадцатью иракскими месторождениями и бойко торгует нефтью «в черную» по заниженным ценам, в том числе и с Европой, получая ежедневный доход в 3-4 миллиона долларов.
И благодаря этому имеет возможность пополнять свои ряды отморозками со всего мира, в том числе и из Казахстана. Кстати, этот факт тоже в немалой степени влияет на стоимость черного золота в мире.
Ну, и, наверное, для того, чтобы напрочь отбить у саудитов желание сокращать добычу нефти без команды из-за океана, 8-го января газета New York Post опубликовала следующую новость:
«Конгресс США требует от Барака Обамы рассекретить часть доклада о терактах 11 сентября. Речь идет о 28 страницах, в которых якобы описана роль Саудовской Аравии в подготовке атаки на башни-близнецы. Группа сенаторов надеется, что новый состав американского парламента заставит президента обнародовать секретную часть расследования. По их словам, документ содержит доказательства того, что к событиям 9 сентября 2001 года были причастны представители королевского дома Саудитов. То, что 15 из 19-ти угонщиков самолетов были выходцами из Саудовской Аравии — факт уже известный».
Что это может означать для королевской семьи, думаю, объяснять не нужно.
Следует признать, что на мировом рынке после заявления саудовского министра началась паника. Рубль покатился в тартарары. Лидеры Венесуэлы и Ирана стали проводить экстренные встречи и т.д. А саудиты все снижали и снижали цену.
Но тут вмешались объективные факторы. Первой не выдержала Великобритания. Себестоимость добычи нефти на месторождениях Северного моря оказалась всего на полтора-два доллара ниже ее продажной цены. «British Petroleum» затрубила во все гудки, давая понять, что находится практически на грани прекращения добычи. То же самое происходит в Норвегии. И, что немаловажно, значительно поубавилось настроения у саудитов. Король слег. Появились слухи о его смерти, которые по сей день никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть.
Однако ошибочно было бы думать, что в Штатах на этом фоне все хорошо. Хотя, на первый взгляд, выглядит именно так. США – крупнейший импортер нефти. А потому низкая цена простым американцам, которые никак не могут нарадоваться подешевевшему бензину, только на руку. Но нефтяные компании стали испытывать проблемы. Даже начались банкротства.
О своей несостоятельности уже заявила техасская WBH Energy, задолжавшая по кредитам 12 миллионов долларов. А сланцевые компании, не успев начать добычу, сворачивают производства и снимают буровые установки. Падение котировок делает добычу сланцевой нефти нерентабельной и аналитики Bloomberg предсказывают закат сланцевого бума уже к середине этого года. Банкротства нефтедобытчиков влекут за собой проблемы в банковском секторе, поскольку делают невозможным возврат кредитов. Ну, а дальше по проторенной в 2008 году дорожке — и даже дальше, поскольку, по данным американских же статистических агентств, 40 процентов займов американских банков были направлены на «сланцевую революцию».
Тем не менее Вашингтон, несмотря на угрозу развала собственной и, что важнее, мировой экономики, не намерен отказываться от продолжающегося геополитического противостояния. Слишком высоки ставки и слишком много затрачено.