Будущий год для казахстанских автодилеров будет непростым, считает Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана. Авторынок страны в 2015 году ждет в лучшем случае застой, в худшем — затяжная рецессия.
Казахстанские автодилеры и отечественный автопром сами «вырыли себе могилу», считают эксперты. Прогнозируемый спад рынка — прямое следствие их недальновидной и откровенно хапужнической политики.
Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана:
— Цивилизованный бизнес еще не пришел на наши просторы, и многие автомобильные дилеры живут по принципу: как можно больше хапнуть, а там — хоть трава не расти. Во-вторых, при отсутствии большой конкуренции, когда все бренды монополизированы, когда один крупный собственник владеет несколькими брендами да еще и ограничивает возможности официальных поставок другими независимыми участниками рынка, то получается, что либо ты покупаешь по завышенной цене у этого автодилера, либо ты не можешь ничего купить. Я не говорю о том, что вообще невозможно купить, но в целом ситуация такая. Отсюда — минимальная конкуренция и максимальная маржа у дилеров.
Грандиозные скидки на автомобили, которые стали вдруг сыпаться на клиентов казахстанских автосалонов в конце 2014 года, многих заставили призадуматься о реальной цене на машины.
— Эти вещи всегда конфиденциальны. Даже производитель вам не скажет, какую скидку он дает дилерским салонам. Ряд экспертов говорит о том, что в Европе продажа самих автомобилей для автосалонов не столь прибыльна, как последующее обслуживание: запчасти, сервис и т. д. Поэтому они могут продать машину с минимальной маржой, в ряде случаев даже по себестоимости, но затем они будут получать с вас деньги за сервисное обслуживание, с продажи запасных частей. У нас же, автодилеры и маржу 30-40% закладывают, и 2 цены накручивают на сервисные услуги: на стоимость нормочаса работы, плюс на запчасти 1,5-2 цены. В результате получается, что в Казахстане переплачивают очень много. Даже автомобили, собранные в Казахстане, обходятся почти на порядок дороже. К примеру, Toyota Fortuner, собранная в Казахстане, стоила на момент запуска завода порядка 40 тыс. долларов. Такой же автомобиль, собранный в Таиланде или Малайзии и перевезенный в Эмираты лучшей комплектации, стоил 28 тыс. долларов. Это какие аппетиты и у наших производителей!
По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), с начала года в Казахстане было продано 150 561 авто. При этом, вопреки прогнозам той же ассоциации, в ноябре уровень продаж новых машин официальными дилерами упал почти на 20% по сравнению с тем же периодом 2013 года.
— Думаю, что следующий год не будет радужным. Экономическая ситуация в Казахстане, экономическая и политическая ситуация у нашего ближайшего соседа — России, да и в целом по миру, далека от радужной. Все непросто. У казахстанцев в следующем году вряд ли появится больше свободных денег. И автомобиль все-таки не средство первой необходимости и, соответственно, не думаю, что следует ждать в следующем году роста платежеспособного спроса. Остаться бы при своих. Платежеспособный спрос, цены на автомобили, продажи автомобилей расти не будут. Хорошо, если на прежнем уровне останутся, но мне кажется, что будет снижение объемов продаж.
Кроме того, в следующем году открывается граница и снимаются косвенные налоги на ввозимые автомобили, то есть уже не будет этих 12% НДС, не будет акциза, который сейчас действует на автомобили более 3 литров и, соответственно, возможностей будет больше. Учитывая, что российский авторынок огромный, в целом там предложений больше, цены ниже, модельный ряд выше, плюс свое производство и т. д. И если ограничения таможенные и налоговые будут сняты, будет еще больший приток автомобилей из России.
Впрочем, в соседней стране прогнозы относительно будущего года тоже удручающие. Рост курса доллара и евро к рублю оказал существенное влияние на автомобильный рынок. Многие компании несколько раз пересматривали цены на новые автомобили и в итоге к концу года средняя цена нового легкового автомобиля стала выше 1 млн рублей, сообщает российский портал «За рулем». Согласно опубликованной информации, автомобили по «старым» ценам закончились уже почти у всех дилеров, а в следующем году можно ожидать дальнейшего роста стоимости.