Артист должен платить налоги. Если доход превышает определенную сумму, то необходимо зарегистрировать индивидуальное предприятие. Но делают это не все. Чтобы артисты не укрывали реальные доходы, с этого года решили усилить контроль, сообщает телеканал «Алматы».
Деятели шоу-бизнеса, годовой доход которых превышает 250 тысяч тенге, обязаны зарегистрировать индивидуальное предприятие. Но делают это далеко не все. В связи с укрытием реальных доходов казахстанских исполнителей с этого года власти усилят за ними надзор. Как именно это будет происходить, сейчас решается в правительстве.
«Я не скажу, что все эти плательщики в полном объеме заплатили налоги. Администрирование в этой отрасли в этом году активизировалось. Поэтому в случае выявления лиц, не имеющих регистрацию, оформляется административный протокол, и материалы направляются в суд», — сказал руководитель Управления разъяснительной работы Департамента государственных доходов Алматы Даурен Нургожаев.
Некоторые казахстанские звезды негодуют: было бы с чего взимать налог. Концерты давно перестали приносить прибыль. Певица Жанар Айжанова признается, что с вычетом налогов и расходов на организацию за одно-два выступления она зарабатывает не более 100 тысяч тенге. Поэтому в то время как западные исполнители гастролируют по миру, чем и зарабатывают свои миллионы, наши таланты не могут вырасти из рамок отечественного той-бизнеса.
«Вообще-то, это неправильно. Почему неправильно: наши артисты так не зарабатывают, как зарубежные артисты. И у нас таких условий нет, чтобы певец выезжал за границу, там пел, выступал», — отметил певец Нурлан Еспанов.
Комитет по статистике сообщает: за последние 6 лет число концертов в стране снизилось на треть. Организация выступления в Алматы — удовольствие недешевое. Например, аренда Дворца Республики обойдется творческой персоне в 25 тысяч долларов. Поэтому известные поп-певцы и не могут покинуть порочный круг заказных банкетов, которые никаким образом не документируются и не декларируются. А значит, тысячи долларов не облагаются налогом.
«Я просто не понимаю, как это все будет отслеживаться, потому что мы выступаем у родственников, у друзей, бывает, бесплатно. Бывает, благотворительные вечера какие-то. Если налоговики будут по всем свадьбам, по всем мероприятиям ходить, за руку ловить, за микрофон, говорить: «Сколько ты заработал, ну-ка, покажи отчетность…» Мне кажется, это нереально», — подчеркнул певец Айкын Толепберген.
По данным Департамента государственных доходов, на сегодняшний день в Алматы в сфере шоу бизнеса работает около 200 юридических лиц и 453 индивидуальных предпринимателя. За прошлый год в государственный бюджет алматинские исполнители внесли 45 миллионов тенге.