Людям с особенными потребностями в Казахстане не рассказывают о сексе и репродуктивном здоровье. Считается, что инвалидам эти знания ни к чему. Помимо этого, законодательство республики не разделяет их по гендерному признаку, а потому отдельные потребности мужчин и женщин никто не учитывает.
Серьезная проблема для людей с ограниченными способностями — доступ к инфраструктуре, информации и услугам. Существующие программы, призванные защищать права женщин и детей, не учитывают их потребности.
— В итоге огромный поток информации проходит мимо, — объясняет Ляззат Калтаева, председатель республиканской Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак», и приводит пример. – Девочка с диагнозом церебральный паралич ходит в обычную школу. Но! Учителя поощряют ее отсутствие на уроках валеологии. Где, как мы знаем, объясняются основы репродуктивного здоровья и т.д. Свою позицию педагоги мотивируют тем, что девочке эта информация в жизни не пригодится…
Природу человека перекроить сложно, и дети с ограниченными возможностями со временем превращаются во взрослых людей. Со взрослыми потребностями. Но без взрослых знаний о жизни — и это только усугубляет их проблемы, заставляя лишний раз страдать. Хотя, казалось бы, своевременное предоставление информации, сексуальное образование могли бы обезопасить их, уберечь:
— Зачастую такие девочки приходят с беременностью к гинекологу, их отправляют на искусственное прерывание беременности, и снова не дают им никакой информации, — говорит Ляззат Калтаева. — Все ограничивается фразой «тебе не надо этим заниматься». А почему не надо? Что может произойти? Никто не объясняет. Помимо этого, нами был зафиксирован вопиющий факт, когда врач-гинеколог дала девочке «витамины» и сказала их пить для здоровья. При ближайшем рассмотрении мы обнаружили, что «витамины» оказались противозачаточным средством. Общество почему-то считает, что самый простой способ оградить инвалидов — это ничего не отвечать и не предоставлять информацию. Но ведь эти девочки могут иметь женские проблемы, иметь желание родить или не родить ребенка. Им нужны знания о том, как защитить себя от насилия, или инфекций, передаваемых половым путем».
Законы в нашей стране накладывают определенные ограничения на инвалидов — они не могут сходить в кабинет семейного планирования, сдать анализы, поговорить с психологом и т.д. без уведомления опекуна. В случае, если такой человек все же обратится к специалисту, его личные и даже интимные данные станут известны всем вокруг – социальному работнику, участковому врачу, учителям, родителям. Причина – стереотип о том, что инвалид не может контролировать свою жизнь и нести ответственность за себя:
— К нам приходят часто девочки, которые очень хотят хоть что-нибудь узнать про секс. Часто их инвалидность заключается в нарушении слуха, зрения. У них здоровое тело, и они хотят обладать информацией. Они бы очень хотели посетить кабинет семейного планирования, но они не готовы говорить об этом с родителями. И они спрашивают у нас, как это возможно сделать.
— Что можно сделать?
— Вопросы людей с инвалидность должны включаться во все конференции и круглые столы, государственные программы, комиссии, госорганы. И если мы обсуждаем, к примеру вопросы образования, то должны говорить и о равнодоступности к нему для детей с особыми потребностями. Во всех аспектах современной жизни мы должны думать и об их интересах и правах. Нужно разрушать стереотипы об инвалидности. Инвалиды это не беспомощные, вечно болеющие люди, с постоянными проблемами. Мы можем вести активную жизнь и вносить свой вклад в развитие общества.