1 января 2015 года казахстанцы начнут жить по-новому: вступают в силу Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административные кодексы в новой редакции. В интервью 365info известный адвокат Джохар Утебеков рассказал, что нового для граждан в этих кодексах.
— Какое, на ваш взгляд, главное нововведение в Уголовно-процессуальном кодексе?
— В УПК отменено такое понятие как «возбуждение уголовного дела». Подаешь заявление в правоохранительные органы, они должны реагировать на заявления сразу же. Если раньше шла доследственная проверка, на этой стадии дело часто тормозилось, то теперь должны реагировать сразу же. Заявление регистрируется в едином реестре досудебных расследований. Все следственные действия проходят в рамках него. Раньше была заградительная стадия, на котором дела часто затягивались, людям отказывали, дело не доходило до следователя. Теперь все будет решаться оперативно.
— А если в заявлении не подтвердятся факты? Будут заводить дело на заявителя?
— Почему же? Ведь заявитель может искренне заблуждаться, считая кого-то виновным, например, в краже. Что здесь такого, если заявитель поделился своими подозрениями, что украл у него, например, сосед, который был ранее судимым, или наркоман. Суть не в этом. Это очень позитивное нововведение. В первую очередь оно поможет заявителю и потерпевшему. Будет оперативная реакция правоохранительных органов. Но есть и минус этого нововведения —проще стать подозреваемым. Если раньше доследственная проверка отсекала людей, то теперь нет. Выше вероятность того, что тебя уже допрашивают в статусе подозреваемого.
— То есть подозреваемых станет больше?
— Теперь все, по делу кому инкриминируют преступление, на всей стадии следствия называются подозреваемыми. Обвиняемый — это тот человек, которого прокурор уже привел к суду. Теперь мы не говорим, обвиняется на стадии следствия. Кстати, это в первую очередь касается средств массовой информации. На стадии следствия нельзя говорить обвиняется. Этим самым можно оклеветать человека.
— Что еще изменилось на стадии следствия?
— Отменено изъятие следователем у подозреваемых, обвиняемых удостоверения личности. К материалам дела прикладывается только его копия. Исключение — подозреваемый, взятый под стражу. Многие годы это осложняло жизнь людям, попавшим в орбиту уголовного судопроизводства. Проблемы с госорганами — не получить пособий, выплаты, не переоформить документы и пр. Поэтому имейте в виду. Если ваши знакомые очутятся в поле зрения Фемиды (а по новому УПК подозреваемым стать проще), то забирать у них удостоверение полиция отныне не вправе.
— Изменится ли процедура задержания человека?
— Да, если вас задерживают, теперь полицейские обязаны вам зачитать ваши права. В теории это называется «правила Миранды». Как в американских фильмах: «Вы имеете право хранить молчание, вы имеете право на адвоката. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас». Примерно такой текст.
— Что нового в уголовном кодексе?
— Ключевое нововведение Уголовного кодекса — уголовные проступки. На мой взгляд, это позитивное нововведение. Как отличить уголовный проступок от преступления? За уголовный проступок лишение свободы не предусматривается, наказание — арест до 90 суток и общественные работы. К примеру, это побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью, нарушение ПДД, причинившее вред здоровью средней тяжести. Но очень важно понимать, если человека привлекли по какой-то из этих статей Уголовного кодекса, это не говорит о том, что у него будет судимость. Уголовный проступок, как и административное правонарушение, не влечет судимости.
— К слову, об административных нарушениях. Какие изменения в КоАП можете выделить?
— В КоАП для граждан очень важное нововведение: впервые в рамках самого Административного кодекса появилось возможность обжаловать действие/бездействие должностных лиц, которые ведут производство по делу об административном правонарушении. И все это будет делаться в оперативные сроки. К примеру, если вас остановит сотрудник полиции и начнет оформлять протокол, вы просите адвоката, но полицейский его не предоставляет, либо отказывает в этом, или же вы просите снять показания на видеокамеру, он опять же этого не делает, вы можете обжаловать его бездействие теперь в административном суде. Раньше это происходило в гражданском суде. Это было намного тяжелее и отнимало много времени.
— А в судебном производстве что-нибудь изменилось?
— Да, гражданам существенно ограничили доступность правосудия. В Налоговом кодексе введены государственные пошлины в суде сразу в трех проверочных инстанциях — апелляции, кассации и надзоре. Ранее пошлина была только в первой инстанции. Например, вы судитесь за квартиру. Она стоит 20 миллионов тенге. В районном суде платите пошлину 1% от суммы иска (200 тысяч тенге). Если проиграете, то в каждой инстанции вам придется выложить еще по 0,5% (100 тысяч тенге). Итого можно заплатить государству за судебное разбирательство 500 тысяч тенге вместо прежних 200 тысяч тенге, и остаться без квартиры.
— А что касается невозможности примирения сторон при ДТП со смертельным исходом, в новом кодексе осталась эта норма?
— Да, эта норма осталась. Но люди еще путаются. Они думают, что якобы с 1 января отменяется примирение сторон в случае смерти при ДТП, совершенном пьяным водителем. На самом деле, ничего подобного. Примирение при любом смертельном исходе отменено еще в мае 2014 года. В новом УК это положение сохранено. Это касается не только пьяных, а любых водителей, более того, это касается любых составов преступления. Толкнул человека, он упал, погиб. Теперь примириться невозможно.
— Кстати, а что за статья про клонирование человека?
— Ввели уголовную ответственность за клонирование. Есть определенный рынок стволовых клеток, человеческих эмбрионов, и поправки направлены против этого, а не против того чтобы непосредственно заниматься генной биоинженерией. Видимо, здесь убивали двух зайцев, чтобы пресекать этот рынок, нужно наказывать продавцов на черном рынке и тех, кто пользуется их плодами. Карается сам по себе оборот человеческих эмбрионов и стволовых клеток. А то, что прописали клонирование человека, — ну, это на будущее. Потому что лучше иметь такой состав, чем когда-то столкнуться с этим внезапно.