По данным Международной организации по миграции, более 10% людей в возрасте от 18 до 25 лет нуждаются в помощи после незаконной эксплуатации и рабства. По данным МВД РК, в 2012 году по статье 128 (торговля людьми) было возбуждено 19 дел, и 2 дела по ст.133 (торговля несовершеннолетними детьми). В 2013 году по ст.128 было заведено 33 уголовных дела, а по ст.133 – 24. В 2014 случаев торговли как будто стало меньше — 10 по ст.218 и 9 по ст.133.
Эксперты отмечают — проблема торговли людьми достаточно сложная и можно только гипотетически предполагать, что на стройках, в борделях, саунах работают пострадавшие от рук работорговцев. Но пока они сами об этом не заявят в правоохранительные органы, помощи не получат. Помимо этого, в Казахстане не существует единой статистики по этому вопросу. Можно отдельно запрашивать данные в МВД, где дадут информацию о количестве возбужденных дел, и отдельно в суды, где скажут, сколько дел было рассмотрено. Но фактически, их статистика разнится.
Чаще всего в Казахстане в рабство попадают сами казахстанцы, рассказала нам директор общественного фонда «Родник» Нина Балбаева. На втором месте в этом печальном рейтинге оказались жители Узбекистана, за ними идут граждане Кыргызстана и Таджикистана. Новым веянием эксперт назвала филиппинцев, недавно появившихся на рынке работорговли Казахстана. Список замыкают россияне.
За 10 лет работы в этой сфере Балбаева убедилась:
— У нас не самое плохое в мире законодательство в этой области. Но правоприменительная практика, расследование дела, профессионализм следователя, судей, которые выносят судебные решения на основе тех материалов, которые передает следствие, оставляют желать лучшего. Многим работорговцам удается уйти от ответственности.
Небольшому коллективу фонда «Родник» в 2014 году удалось помочь 235 пострадавшим. Среди них 51 попали в рабство, будучи детьми, и смогли избавиться от него, уже будучи совершеннолетними.
— Пострадавшие проходят курс реабилитации, который можно разделить на среднесрочные и долгосрочные потребности. Мы большее внимание уделяем людям, попавшим в рабство в детском возрасте, и работаем по методике сопровождения этих пострадавших. Естественно, они, если попали в рабство в несовершеннолетнем возрасте, то не закончили школу, у них нет образования, нет профессии. В рамках реабилитационных программ даем им некую удочку, на которую они потом будут ловить рыбу. Мы не только работаем с их восприятием мира, с их семьями, но и даем им новые специальности, занимаемся обучением и расширением кругозора.
— Согласно статистике, детей эксплуатируют чаще всего. С чем это связано?
— Если говорить о примерах эксплуатации, то список сфер, где могут эксплуатироваться девочки, очень большой. Начиная от сельскохозяйственных полей, заканчивая борделями и автомойками. Почему дети попадают в эксплуатацию? Потому что они не способны себя защитить. Эксплуататоры любят использовать стереотип: «взрослый всегда прав, и он не может обмануть». Детьми легко управлять, они предпочитают не говорить о случившемся. И иногда у жертв возникает стокгольмский синдром (под воздействием сильного шока жертвы начинают сочувствовать своим насильникам, оправдывать их действия, и в конечном счете отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели — прим. авт.), т.е. у детей возникает эмоциональная зависимость от взрослого.
Как правило, люди попадают в реабилитационные центры через различные НПО, специализирующиеся на поиске и помощи людям, попавшим в рабство, реже – обращаются сами, если сбегают. Бывают обращения через религиозные структуры – мечеть, православную церковь.
— Люди, которые прошли через эксплуатацию, видели и пережили этот ужас, насилие, ограничение свободы, лишение чести и достоинства, естественно, сложные — вернуться к нормальной жизни непросто. А если не предоставить помощь в реабилитации и интеграции такому человеку, то ему сложней жить в несколько раз. Поэтому нам нужно работать над институтами помощи, над финансированием и т.д. Эти люди не могут ждать, когда в организации появляться деньги. Им все это нужно прямо сейчас.
В мире процветают современные формы рабства — торговля людьми, принуждение к занятию проституцией, вербовка детей-солдат, принудительный и кабальный труд и использование детей в международной торговле наркотиками. Во многом это происходит в результате дискриминации, социального отчуждения и уязвимости, что в значительной степени усугубляется нищетой.
Ндиоро Ндиайе, заместитель генерального директора Международной организации по миграции:
— Обескураживает то, что масштабы и страдания периода трансатлантической торговли африканцами в Северной и Южной Америке, когда в течение четырехсот лет более 12 миллионов человек были насильственно переправлены через океан, можно реально сопоставить с сегодняшним днем. К нашему великому стыду, если верить современной статистике, согласно которой ежегодно 700 000 человек незаконно перемещаются через границы и продаются в рабство, мы достигнем того же уровня всего лишь за 20 лет.