Казахстан и Китай договорились осуществлять расчеты в национальных валютах. За переговорами премьер-министров двух стран Карима Масимова и Ли Кэцяна в Астане внимательно наблюдали в соседней России. Ведь буквально 5 дней назад официальная пресса Китая опубликовала мнение экономистов Поднебесной о крайне высоких рисках перехода на расчеты в национальных валютах прежде всего с РФ.
Так, на сайте официального печатного органа КНР «Жэньминь жибао» назвали рубль слишком нестабильной и рискованной валютой для международных расчетов. По мнению авторов, китайские аналитики сомневаются в надежности российской валюты: «Центробанку России очень трудно в одиночку переломить тенденцию снижения курса рубля. Силы рынка огромны, а это вынужденное противостояние лишь ускорит расход валютных резервов Центробанка», — приводит издание слова аналитика государственных рисков и кредитов Ли Хайшаня.
Кроме того, падение российской валюты негативно сказывается на экономике крупнейшей мировой державы. «Быстрая девальвация рубля влечет за собой огромные риски валютного курса для китайских экспортных предприятий, в особенности для тех, которые подписали контракты с рублем в качестве расчетной валюты», — отмечает Ли Хайшань. В связи с этим и так небольшие по объему расчеты с Россией в рублях тоже не кажутся сейчас китайским партнерам безопасными.
«Девальвация может понизить статус и привлекательность рубля в китайско-российских расчетах, в то же время она может увеличить стоимость импортных товаров для России, что неблагоприятно отразится на экспорте из Китая в Россию», — делает вывод Хайшань.
Отказ китайских партнеров от перехода в расчетах на национальные валюты двух стран рушит все надежды россиян использовать рубль в международной торговле и тем самым ослабить влияние доллара, считает российская пресса.
При этом, то, что Китай согласился на такое же предложение Казахстана — еще не повод радоваться, говорят и пользователи соцсетей. Ведь согласно прогнозам экономистов датского инвестиционного онлайн-банка Saxo Bank, уже в 2015 году Китай обесценит юань на 20%. По данным валютного стратег‑консультанта Saxo Bank Джона Дж. Харди, из-за перепроизводства КНР почти три года живет в условиях дефляции. В этой ситуации рекордный уровень юаня не имеет смысла. По этой причине Китай будет быстро и настойчиво девальвировать свою валюту в течение 2015 года. Это в свою очередь приведет к цепной реакции девальваций в Азии. В этом случае китайцы автоматически получают 20%-ю скидку по всем ранее заключенным с Казахстаном контрактам. Кроме того, по мнению казахстанских экономистов, переход на расчеты в национальных валютах, в частности тенге между Казахстаном и Китаем, для казахстанских компаний чреват негативными последствиями.
или юань. Казахстанским компаниям нет смысла требовать тенге в оплату за экспортируемый товар и пока тенге не готов к интернационализации (когда валюту признают во всем мире в качестве средства платежа), это лишь принесет вред. У юаня степень интернационализации растет, но даже при этом китайские компании долго будут думать, требовать юань в оплату за свои товары, или же все-таки сохранять расчеты в долларах. Скорее всего, будет расти доля операций в юанях, но постепенно — без резкого перехода и тем более без отказа от расчетов в долларах. В целом доля Китая во внешней торговле Казахстана составляет 17%, это около $20-22 млрд. Тогда как объем торгов на KASE по юаню составил в ноябре около $300 тыс. Конечно, объем торгов будет и дальше расти, и скорее всего, достигнет около $30-50 млн в год, но все равно — это маленький показатель.Напомним, Казахстан занимает второе место в регионе СНГ по количеству внешнеторговых операций КНР. Об этом также заявил премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян на брифинге по итогам двусторонних переговоров с премьер-министром РК Каримом Масимовым. По его словам, Казахстан занимает первое место среди стран СНГ и по количеству зарубежных инвестиций КНР.